Огород на подоконнике. Методические рекомендации. Презентация
05.03.2025
Методические рекомендации по организации экологической
предметно-пространственной развивающей среды
«Огород на подоконнике»
Огород
на подоконнике в детском саду -
это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который
способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен
расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях,
необходимых для роста и развития, формировать умение радоваться красоте выращиваемых
растений и результатам своего труда.
Для того, чтобы поставленные задачи
осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и
последующем уходе за растениями. Строгих требований к перечню растений нет.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе
педагогам нужно вести работу по вовлечению детей в практическую деятельность по
выращиванию культурных и декоративных растений, развитию интереса к опытнической
и исследовательской работе.
Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Необходимо организовать постоянное наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр. Оформление выставки фото-коллажей «От семени к ростку». Такая работа, проводимая регулярно, начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Огород на окне в каждой группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок, притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудесного преображения растений.
Подготовка огорода на подоконнике
Придумайте вместе с детьми, каким вы хотите
видеть свой огород на окошке: классический огород с чучелом, птицами и
бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего
с клумбами и скверами; маленькую ферму. Вариантов множество. Потом можно
предложить вместе с детьми (подходит для среднего и старшего возраста)
воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так дети яснее представят
общую композицию и детали.
Подготовьте подходящую землю и семена. На
этом этапе уместно будет пригласить родителей к сотрудничеству, чтобы они в
домашних условиях поделились с ребенком своим позитивным опытом огородничества.
Подберите горшочки для посадки. Горшочки
можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики; или оформить весь огород в
едином стиле, объединенным общей темой.
Освободите безопасное место на подоконнике,
чтобы ребёнок имел к нему доступ.
Огород на подоконнике предполагает наличие
садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании,
настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде
пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями.
Приготовьте строительный скотч и маркер для
того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички.
Какие растения выбрать для посадки?
Для детского мини-огорода нужно правильно
выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
В младшей группе для
посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно
употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к
посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём
огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки.
Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять
старшие дети или воспитатель.
В средней группе выращиваем
лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно
выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже
известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с
разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие
признаки и различия.
В старшей и подготовительной группах берём
для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат,
щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста
белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды
(морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль),
хлебные злаки.
Перед посевом семена обязательно проверяем
на всхожесть. Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те
места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя
убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать
ровные бороздки. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли,
моем и просушиваем.
Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста
детей
В младшей группе детей привлекаем
к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая. Малыши больше наблюдают, что здесь делают
взрослые. Они могут подержать в ручках луковицу или зубок чеснока, а потом
посмотреть, как их сажают.
В средней группе в
добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в
междурядьях. Средняя
группа отличается любознательностью и творчеством. Малыши могут сначала
участвовать в оформлении ящиков, посадке семян, а потом — в украшении огорода.
Дети уже понимают, что за огородом надо ухаживать, поливать растения, и
помогают воспитателю, получая массу положительных эмоций.
В старшей и подготовительной группах дети
самостоятельно сажают семена в грядки, пропалывают сорняки. Дети старшей группы сажают уже больше разных
семян, включая салат, огурцы и укроп. Если в детском саду есть участок на
улице, можно рассадой высаживать свеклу, морковь, цветы в стаканчиках. Они
следят за показаниями огородного термометра, включением освещения над побегами.
В процессе выращивания их ждут невероятные открытия и радостные впечатления.
Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы
роста проклюнувшихся семян, украшают свой ящичек различными стикерами
(свет-вода-тепло), делятся между собой потрясающими наблюдениями за своими
«питомцами».
Труд детей на огороде организуем в
следующих формах: индивидуальные
поручения – преимущественно в младших группах, в средних - коллективный труд и
дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в
подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями
на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то
привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные
могут предложить кухне для приготовления
детской пищи. Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя,
огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей.
Примерный перечень трудовых поручений
Полив растений
Цель:
расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать
аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях,
трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе,
желание заботиться о ней.
Опрыскивание растений
водой из пульверизатора
Цель:
обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что
листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и
состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
3еленый
десант на огороде» (прополка)
Цель:
учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу
за ними необходимы (полив, прополка, рыхление, подкормка), правильно выполнять
соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении
каждой из них.
Рыхление почвы
Цель:
учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для
чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила
пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и
навыки, аккуратность.
Мытье поддонов
Цель:
учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять
обязанности, согласовывать действия.
Пересадка рассады
Цель:
расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями
различных видов: учить выполнять пересадку растений. Познакомить детей с
последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить
оказать посильную помощь воспитателю.
Посадка
лука
Цель:
учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты
и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях,
необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность
при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру,
желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Посадка семян гороха
Цель:
предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и
дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления
об условиях, необходимых для роста гороха.
Посев семян цветов и
овощей
Цель:
дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить
последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в
грунте; учить соблюдать при работе культурно-гигиенические навыки. Закреплять
знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе
для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание
заботиться о ней.
Высаживание
рассады, уход за ней
Цель:
формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений
(семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания
растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву,
пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к.
растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при
работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Наблюдения
За растениями необходимо вести регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. Актуальным
стало создание ЛЭП-буков, коллекций семян. В младших группах
воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают
(например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и
подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Дополнительные игры, чтения, мероприятия с
детьми
Создание
картотеки дидактических игр «Огородная игротека», подбор литературы по теме
«Слова, что растут в огороде», алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой
игры «Дом» - «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке».
Дидактические
игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что
положить», «Что лишнее», «Найди растения», «Где что зреет», «Собери урожай»,
«Кто быстрее соберет», «Что сажают в огороде», «Раньше – позже», «Что сначала,
что потом» «Опиши, а я отгадаю» (на классификацию), «Вершки и корешки»,
«Золушка», «Соберём урожай», «Овощи и фрукты», «Угадай, что в руке», «Угадай по
описанию», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Узнай наощупь», «Узнай на
вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород», «Овощной
магазин», «Заготовки на зиму», «Четвертый лишний», «Орудия труда».
Чтение
художественной литературы
Загадки, пословицы и поговорки,
чистоговорки по теме.
Потешки «Травка – муравка», «Огуречик,
огуречик» и др.
Русская народная сказка «Репка»
Украинская сказка «Мужик и медведь»
Белорусская сказка «Пых»
Народная сказка в обработке К. Ушинского
«Вершки и корешки»
Ю. Тувим «Овощи»
А.Барто «Морковный сок»
Н. Носов «Огурцы», «Про репку»,
«Огородники».
Б. Житков «Что я видел».
«Приходите в огород» (шотландская песенка
Э. Островская «Картошка»)
Е.И.Тихеева «В огороде
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
М. Исаковский «Вишня»
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»
Ф. Рахимгулова: «Дикий лук»
С.В.Михалкова «Овощи»
В.Коркин «Что растет на нашей грядке»
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша»
Лина Орлова «Три картофельки».
Беседы
с детьми о разнообразии растительного мира. Беседы с детьми (выявление
уровня знаний о растениях). Составление описательных рассказов об овощах: «Что
такое огород и что на нём растёт?», «Как выращивают овощи на огороде?»,
«Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты», «Что мы знаем
о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой
вырос у нас урожай?».
Подвижные игры: «Горячая картошка»,
«Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке»,
«Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки», «Урожай», «Овощи в
корзину», «Догони».
Пальчиковая гимнастика: «Овощи», «Росточки»,
«Мы капусту солим», «На подоконнике цветок» и пр.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары природы», «Кафе «Витаминка».
Продуктивная деятельность дошкольников: «Мой огород на окне, каким он будет». Заполнение и ведение дневников наблюдений. Работа детей с книжками-раскрасками, рисование «Овощи», изготовление и украшение тары для посадки, лепка «Овощи», рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии», аппликация «Цветы в подарок маме».
Фоторепортаж «Как мы сажаем и
ухаживаем за растениями».
Конкурс между группами, чей огород получился более
красочным, эстетичным, урожайным.
В статье использованы материалы Гришечкиной Ю.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.03.2025
Дата обновления: 05.03.2025
Дата публикации: 05.03.2025