Как учить ребенка 3-4 лет правильно говорить? Консультация для родителей

03.03.2025

Как учить ребенка 3-4 лет правильно говорить?

 

  Каковы  нормы развития речи ребёнка 3-4 лет? За время своей жизни и стремительного развития ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, становятся способны к элементарным умозаключениям, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке, и на собаку за окном.

   К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает и понимает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

  Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

   Для нормального речевого развития ребёнка общение родителей с ребенком должно быть значимым, проходить на положительном эмоциональном  фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (планшет, телевизор, телефон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие положительного эмоционального окружения и, так называемого, включенного общения, когда родитель заинтересован в общении, активно слушает и реагирует, побуждает к общению. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи, использование нецензурных выражений и пр.) могут иметь в своей основе подражание речи близких людей.

 Четвёртый год — это начало возраста «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых, поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок должен отвечать развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков.

   Звуковое несовершенство речи объясняется физиологическими особенностями возрастного развития. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля. В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т. е. слова не коверкает.

 Часто дети 3-4 лет затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

   Можно сделать вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л, не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, поэтому не стоит раздражаться и требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло, необходимо обратиться к логопеду.

 

Рекомендации для родителей

   Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. Хочу такой сайт

 Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить запись, но помните, что личное общение наиболее ценно.

 Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

   Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Психофизиологи давно доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. Играйте с мелкими предметами: фасолинками, пуговками, мозаикой. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а они, в свою очередь, задерживают развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые (половинки) овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. В идеале найдите материал в интернете или посмотрите на нашем сайте рекомендации логопедо по артикуляционной гимнастике, делайте вместе с ребенком простейшие упражнения, играйте с ним в  простенькие скороговорки и чистоговорки.

  Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не заставляйте его спать, положа руки под щёку - это может деформировать челюсть.

  Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это способствует формированию заниженной самооценки, комплекса неполноценности. Каждый человек развивается в своем темпе, ценен, индивидуален и неповторим.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.03.2025

Дата обновления: 03.03.2025

Дата публикации: 03.03.2025

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».