Рекомендации по изучению лексической темы «Международный женский день 8 Марта. Семья» в подготовительной группе

01.03.2025

Уважаемые родители! Предлагаю вам лексико-грамматические игры, упражнения и задания на материале темы «Международный женский день 8 Марта. Семья» для домашних занятий с ребенком  с целью:

·       совершенствования лексико-грамматических умений, грамматического строя речи;

·       расширения словарного запаса;

·       автоматизации правильного произношения и дифференциации в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков;

·        развития связной речи, фонематических процессов и речевого слуха.

d166cb4c13c68b923914d39535c8c721

Словарная работа

Существительное: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, семья, муж, жена, дочь, сын, сестра, брат, внук, тетя, дядя, племянник, племянница, родитель, родственник, прабабушка, прадедушка, отчество, мачеха, портрет, фотография, трудолюбие, радушие, внимательность, доброта, нежность, взаимопомощь, понимание, прощение, благодарность, чистоплотность, традиция, чуткость, ласка, забота, взаимоуважение, фамилия свадьба, любовь, тезка, уют, праздник.

Прилагательное: родная, любимая, заботливая, добрая, ласковая, стройная, умная, семейный, двоюродный, родной, требовательный, младший, любимый, милый, строгий, равнодушный, старший, ласковый, дорогой, уважительный.

Глаголы: поздравлять, заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить, жить, гордиться, ухаживать, прощать, горевать, хвалить, уступить, дружить, трудиться, выполнять, приласкать, дорожить, хозяйничать.

Причастие: смеющаяся, взрослеющий, помогающий, любящий, родившийся, подрастающий, работающий, стареющий, заботящийся, уважающий.

Наречие: по-моему, по-братски, совместно, вежливо, невозмутимо, вдвоем, дружно, ответственно, по-твоему, по-отцовски, поровну, мирно, внимательно, наедине, счастливо, честно, охотно, по-нашему, отдельно, понемногу, доброжелательно, сердито, вместе, радостно, добросовестно, строго.
eb2941690a6d3e610a7c33249cbdecf2.jpg

  

Тема «Международный женский день 8 Марта»

 

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о празднике 8 Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;

 - научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и другим женщинам;

- побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, парикмахера);

- почитать совместно с ребенком стихи и рассказы о маме и бабушке:

Е.Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Разлука», «Разговор с дочкой», О. Высотская «Дорогая наша мама», Я.Аким «Мама», К. Чуковского «Цыпленок»;

- посмотреть видео, побеседовать по содержанию темы

 

https://www.youtube.com/watch?v=hcJ1-rPn-tM

 

0d1f99e121db442d3dac1964133af51d.jpg


Дидактические игры и упражнения

1.Игра «Подбери слова» - упражнение в подборе прилагательных к именам существительным)

Мама (какая?) – взрослая, заботливая, красивая, ласковая, …

Бабушка (какая?) - добрая, …, …, …, …

Сестра (какая?) - капризная, …, …, .., …, … .

Тётя (какая?) - красивая, …, …, …, …

2. Игра «Родные слова» 

(упражнение в подборе родственных слов) 

Мама – мамочка, мамуля, …, …, … 

Бабушка – бабуля, …, …, … .

Сестра – сестричка, …, …   

2e4f478f715627d302c696f943f2b403.jpg

3. Упражнение «Подбери слова–действия»

Что умеет делать мама? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т. д.

Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т. д.

Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т. д.


4. Упражнение «Посчитай: один-два-пять» - согласование существительных с числительными:  Одна мама, две мамы, пять мам.

Одна бабушка, две …, пять  …. Одна сестра, две …, пять ...

Одна учительница, две …, пять ... Один продавец, два …, пять …

5. Словообразование  - приставочные глаголы: Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.

Стирает – от…, по…, вы…, на...

Шьет – при…, вы…, за…

Лечит – по…, за…, вы...

Учит – на…, по…, за…, вы…

fbae19f55d2b09826ad2550edade2b98.jpg

6. Упражнение «Закончи предложение» (склонение существительного) : У каждого малыша есть (мама).

Каждый человек любит свою …

На свете очень трудно жить без …

На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы…

Я люблю гулять со своей …

Я очень горжусь своей…

7. Задание «Составь рассказ-описание» о маме (бабушке, сестренке) по плану:

Как зовут (имя и отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

47c2ea375a22ac067a7b5ea84225e04b.jpg

8. Задание «Составь рассказ-сравнение» о маме и бабушке по плану:

Как зовут (имя и отчество)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь?

9. «Назови женскую профессию» (словообразование) : повар – повариха Портной – …, учитель – ..., воспитатель –..., художник – …, певец – …, скрипач – …, пианист – …, продавец – …

1ea32d79ea948ae87f7ffad09d2f6180.jpg

10. Пальчиковая гимнастика «Букет для мамы»

Огромный букет      нарисую я маме

 (соединять все пальцы по парам, начиная с больших)

И с праздником женским поздравлю её

(разъединять все пальцы, начиная с больших).

Пусть мамочку солнце согреет лучами,

(изобразить «солнце»)

И радостно птицы поют для неё

(изобразить «птицу»).

9. Выучите с ребенком понравившееся стихотворение

Подарок

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может куклу?

Может быть, конфет?»

- Нет! Аленький цветочек-огонек!

a08d4631d2da3d587902bc707beefc31.jpg

Наши мамы

Мы порою так упрямы,

Часто сердим наших мам.

Больше всех нас любят мамы,

И без мам так трудно нам.

Приласкают, отогреют

И все беды отведут,

Если плачем - пожалеют,

Все простят и все поймут.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу. (Е. Благинина)

Простое слово

На свете добрых слов живёт немало,

Но всех добрее и нежней одно –

Из двух слогов простое слово «ма-ма»,

И нету слов роднее, чем оно! (И. Мазнин)

fqiGV2WjeW8.jpg

10. Объясните ребенку смысл пословиц

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Мать как солнышко: и пожалеет и обогреет, и путь укажет».Хочу такой сайт

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

«Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха».

11. Физминутка «Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем(хлопки)

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие

полоскание)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх)

 6503395c8d705011f649ea92961b3d20.jpg

Тема «Семья»
1. Побеседуйте с ребенком о том, что называется семьей. Кто может быть членом семьи? Сосчитайте членов своей семьи, например: мама, папа, брат – нас четверо.

2.  Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, брата, сестру, сына, дочь.

3.  Назовите фамилию, имя и отчество каждого члена семьи.

4.  Кто из родственников самый старший, самый младший.

5.  Вспомните профессии родственников, место работы родителей, чем они занимаются. Предложите ребенку назвать домашний адрес.

6. Посмотрите развивающее видео, побеседуйте по содержанию темы

 

https://www.youtube.com/watch?v=sr0YiJ1YhxQ


7881205f6455fa2142fa49addb88e546.jpg
 

1. Задание «Моя семья» 

Рассмотрите с ребенком семейные фотографии, обсудите их. Помогите ребенку ответить на вопросы:

- Кто ты маме? (сын, дочь)

- Кто ты бабушке?

- Кто старше: мама или бабушка (папа или дедушка)

2. Упражнение «Кто что делает?»

Мама  варит, жарит, убирает…

Папа водит автомобиль, чинит, пилит …

Бабушка вяжет, печет пирожки, …

Старший брат катается на скейте, гуляет, …

9931b1800432611b62f0994cd67d9422.jpg

3. Игра «Назови ласково» 
мама —    маменька, мамулечка, матушка; 
дети  — …,  семья  — …, папа  — …, сын   — …, дедушка  — …,  брат — …,

бабушка  —  …, дочь  — …,  внук  — …,   внучка  — …,  сестра  —  …
4. Игра «Сравни»  - родной – роднее – самый родной.
Младший,  старший,  ласковый,  сердечный,   дорогой,  трудолюбивый.

35622de4a7b710326a7e7eb7fb6c8d29.jpg
5. Упражнение «
Закончи предложение» (обращать  внимание на окончания слов): Я ем,  и папа ест.

Я пою,  и мама …   Я шью,  и бабушка …   Я готовлю, и сестра …

Я играю, и брат …   Я строгаю, и дедушка …

6. Игра «А у вас?»

Ваша семья большая, а у нас больше.

Ваша семья крепкая, а у нас …

Ваша семья маленькая, а у нас …

Ваша семья дружная, а у нас …

Ваша семья добрая, а у нас …

Ваша семья смелая, а у нас …

f320f85d861c1d5147a166a84ae60e94.jpg

7. Упражнение «Кто старше, а кто младше?»

Дочка – мама: Дочка младше мамы, а мама старше дочки.

Папа – дедушка …

Сын – папа …

Дедушка – мама …

Бабушка – папа …

Бабушка – внучка …

Дедушка – внук …

Сын – мама …

 424902281bce88922a80b2277453859b.jpg

8. Игра «Подбери признак» -  на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) - старенький, мудрый, добрый и т. д.
Мама (какая?) - молодая, любимая, ласковая и т. д.
Папа (какой?) - молодой, спортивный, добрый, внимательный и т. д.

9. Игра «Чей, чья чьё, чьи?»  - на образование и употребление притяжательных прилагательных. Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

Шарф (чей?) - папин, мамин, сестрин, и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины... 

da03395736ae7ced00becac2904cd237.jpg

10. Игра с мячом «Подбери пару» - взрослый бросает мяч, называя первое слово, ребенок ловит мяч и называет парное слово.

Дочь — сын                       Дедушка — бабушка

Брат — сестра                    Папа — мама

Внук — внучка                 Дядя — тетя

Отец — мать                      Племянник — племянница

11. Игра «Закончи предложения»

Мама и папа – это мои ....

Мой день рождения - ....

Мама моей мамы – это моя …   (бабушка).

Папа моей мамы – это мой …   (дедушка).

Я для бабушки и дедушки - …   (внук, внучка).

Я для тѐти и дяди - …   (племянник, племянница).

12. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Это пальчик — я,
Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук)
Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках)
Эти пальцы — бабушки,
Эти пальчики — девочки и мальчики. (хлопаем в ладоши)

13.  Составь рассказ об одном из членов семьи по плану.

Как зовут. Кем работает. Какой он. Что умеет делать. Чем любит заниматься. За что ты его любишь.

bad0da81b9d9884b0f89c1305976030d.jpg

14. Расскажи о семье по плану 
1) как зовут?
2) сколько в семье человек;
3) с кем живет ребенок;
3) как зовут родителей (имя, отчество);
4) кем работают родители, что делают на работе;
5) сколько лет брату (сестре);
6) какая у тебя семья.

15. Прочитайте ребенку стихотворения, поговорите об их содержании

Моя семья

Задам себе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Мамуля, папа и сестра,

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок, лад

И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший — я.

(В. Витка)

74d0f91a77733cfe3dfd43efa9f810c7.jpg

Две сестры глядят на братца

Две сестры глядят на братца:

Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок —

Радуются сестры:  

Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый!

(А. Барто)

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

(Е. Серов)

16. Объясните ребенку смысл поговорки «Мой дом – моя крепость».

b2e550cece693ee57e1ac3537318e9ff.jpg

17. Творческое задание родителям «Ромашка ласковых имѐн»

Сделать из картона или бумаги (не более формата А-4) ромашку, в центр поместить фото ребѐнка, или просто написать его имя. На каждом лепестке написать, как ласково называете ребѐнка дома. Ромашку принести в детский сад.  Можно украсить цветок по желанию (раскрасить, сделать аппликацию и т.д.)

18. Предложите ребенку раскраски по теме

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.03.2025

Дата обновления: 01.03.2025

Дата публикации: 01.03.2025

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».