Нелепицы - большая подборка картинок. Небылицы - дидактический материал
21.02.2025
Нелепицы и небылицы. Дидактический
материал
Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
К. Чуковский, «Путаница»
Нелепицы
в рисунках широко используются в
практике исследования критичности мышления у детей и взрослых. Нелепицы
позволяют выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень
познавательной активности, объём, переключаемость внимания, способность использовать личный опыт, строить
суждения, а составленные при этом логико-грамматические конструкции дают
информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а
также словесно- логического мышления.
Но кроме диагностического характера, эти
задания носят развивающий характер, а также доставляют детям много радости.
Инструкция
Сначала нужно объяснить детям, что нелепицы
и небылицы – это выдумки, фантазии, то, чего не бывает в жизни.
Как и в работе с небылицами, в работе с
нелепицами задания нужно подбирать с постепенным усложнением, начиная с одной-двух нелепиц и увеличивая их количество до
шести-семи.
Процедура проведения
методики «Нелепицы» в качестве игры для развития внимания, мышления и речи.
Вначале ребенку показывают картинку, в которой
имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными, предметами, явлениями
природы и людьми. Задача ребёнка — определить
логические нарушения и дать правильный комментарий.
Во время рассматривания картинки ребенок
получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и
скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если
что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то
укажи на это и объясни, почему это не так. После этого скажи, как на самом деле
должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок
просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как
на самом деле должно быть.
Наглядный
материал в приложении.
Небылицы - бессмыслица,
нелепость, — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного
изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики,
последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями».
В основе игры в перевертыши лежит не только
юмор. Именно
посредством игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков,
необходимых для ориентации в мире. Намеренно подменяя различные признаки и
качества животных или предметов, эта игра только потому и является игрой, что
он дополнительно знает и помнит истинные качества используемых предметов. Ребенок
не столько предается иллюзии, сколько разоблачает ее, еще больше утверждаясь в
истине.
Цель такой игры — использование знаний,
проверка себя. Игра в «перевертыши» служит ребенку средством для координации
своих представлений.
Шуточные стихи, стихи-небылицы,
рассказы-небылицы благодаря весёлой
интересной ситуации дети воспринимают охотно, как игру. Такие фрагменты
являются чудесным дополнением к любому занятию, создают доброжелательную,
непринуждённую атмосферу, делают его более привлекательным, вовлекают ребенка в
активное речевое общение, вносят оживление в бытовые моменты, поднимают
настроение детей, благотворно влияют на эмоциональную сферу.
Инструкция
Детям
предлагается внимательно следить за речью взрослого. Если услышат путаницу или
то, чего не может быть, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ножкой, поднять руку)
– дать сигнал, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить
ошибку.
1.
Рассказ Приключение»
Собралась
я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю
КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой
сидел Рыжий заяц.
Собака
ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА.
Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать
ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ!
Нет,
конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и
ПОЕХАЛА дальше.
Я
отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два
бутерброда и термос с кофе.
Один
из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок
ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.
Пошли
мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ,
достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку.
Через
несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.
Вот
и сказке конец, а кто слушал - молодец!
2. Стихотворение «Весна» (Л. Станичев)
Теплая
весна сейчас,
Виноград
созрел у нас.
Конь
рогатый на лугу
Летом
прыгает в снегу.
Поздней
осенью медведь
Любит
в речке посидеть.
А
зимой среди ветвей
«Га-га-га!» —
пел соловей.
Быстро
дайте мне ответ —
Это
правда или нет?
3. Стихотворение «Мир наоборот» (Фр. Галас)
Дым
столбом валил в трубу,
Месяц
с неба выл на пса,
Птицы
пугало пугали,
Ела
кошку колбаса…
Хулиганов
били стёкла,
Пыль
пошла – вода промокла,
Тень
отбрасывала шест –
Это
всё в один присест
За
шесть лет я сочинил
Пока
я голову чинил.
4. Русские потешные стихи
Стучит-гремит по улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Села баба на баран,
Поскакала по горам...
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине...
Маленьки ребятки,
На маленьких козявках
Поехали кататься.
5. Шутка (З. Александрова)
Собака
садится играть на гармошке,
Ныряют
в аквариум рыжие кошки,
Носки
начинают вязать канарейки,
Цветы
малышей поливают из лейки.
Старик
на окошке лежит загорает,
А
внучкина бабушка в куклы играет
А
рыбы читают весёлые книжки,
Отняв
потихоньку их у мальчишки.
6. На островах Бергамотах (Ян Бжехва)
На островах Бергамотах
Корова танцует в ботах.
А ещё там водятся щуки,
У которых есть ноги и руки.
И видели там осла,
Которого утка снесла.
Там зреют на яблонях шишки,
Драчливые, как мальчишки.
И плавают в речке опёнки,
Смешливые, как девчонки.
Там слева на дереве кит,
Свернувшись калачиком, спит.
Там справа на дереве кот
Котятам сапожки шьёт.
А кошка читает газету,
Жаль островов этих нету.
7. В чудной
стране
В одной стране, в чудной
стороне,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
И стул на тонких ножках
Танцует под гармошку.
Быстро дайте мне ответ,
Что тут правда, а что
нет?
8. Однажды я видел
Однажды я видел корову -
Она по небу летела.
Не знаю, где она крылья
Себе раздобыть сумела.
Я крикнул корове сурово:
- Зачем тебе крылья, корова?
Зачем ты летаешь, корова?
Ты,
может быть, не здорова?
И мне отвечала корова:
- В
своём я уме, здорова,
Но я дала себе слово
Летать до тех пор пока
В столовых, буфетах, на рынках
Не будет в бидонах и крынках
Самого-самого сладкого
Птичьего молока.
9.
Алексей - чудак
Алексей – большой чудак.
Всё он делает не так.
Яйца курица несёт-
Он их тащит в огород,
Чтобы к осени на грядке
У него росли цыплятки.
Из лапши он вяжет сеть,
Учит рыбу песни петь,
Из тумана щиплет перья,
Закрывает окна дверью.
Ветер ковшиком черпает,
Реку ниткой зашивает,
Через крышу входит в дом,
А гуся
зовёт котом.
Снегом суп в кастрюле солит,
А на лодке ездит в поле.
Мотоцикл как-то раз
На
лугу он утром пас.
И шептал: -Поешь, рогатый,
Кашки, клевера и мяты.
Он по-своему живёт,
Алексей - наоборот.
10.
Может ли быть такое?
Слышал
небылицу? Вот что говорят:
На лужок лисица привела цыплят.
Квокала, как квочка, озирая луг,
Жёлтые комочки бегали вокруг.
А по речке кошка в лодочке плыла.
Птичка в чайной ложке мёда принесла!
А в лесу дремучем мишка печь сложил.
Заяц на машине брёвна подвозил.
Ну а кто не верит, можете зевнуть.
Про такое слышал ты когда-нибудь?
11. Поехали
Думали – думали,
Как повеселиться.
Думали – придумали
На
рыбах прокатиться
В санки рыб запрягли,
Погоняли, чем могли.
Длинным шестом,
Рыбьим хвостом,
Сапогом да пирогом!...
Ехали,
катались,
Пели да смеялись,
Долго веселились,
Да в сугроб свалились.
Барахтались,
встали,
Кругом
поглядели –
Рыбы
улетели, а санки остались,
Славно покатались!
12. Чудеса (Ю. Тувим)
Однажды в июле, в чудесный денёк
Вдруг выпал оранжевый снег на лужок.
И в небо над лугом привычно и ловко
Взлетела корова, как божья коровка.
И бабочки гнёзда из прутиков свили,
И в сети зелёное солнце ловили.
Залаяли птицы. Запели собаки.
Я вас уверяю, что это не враки.
Зажмурив глаза, я улёгся в траву,
И все чудеса увидал наяву.
13. Это правда или нет? (К.Чуковский)
Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!», - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
Январским ясным утром
В начале сентября
Взошла луна, а звёзды
Упали на поля.
Нарцисс закукарекал,
Расцвёл петух – чудак.
А я в
подвал спустился,
Чтоб
подмести чердак.
14. В. Бурыкина
Лает кошка из лукошка,
На
сосне растёт картошка,
Море по
небу летит,
Волки
съели аппетит.
Звонко
квакают утята,
Тонко
квакают котята.
Проползла
змеёю луковица,
Получилась перепутаница.
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер
дудит в рожок…
Поскорее
нужно нам
Всё
расставить по местам!
15. Радость
Рады, рады. рады белые берёзы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады тёмные осины
И на них от радости зреют апельсины.
Тоне дождь прошёл из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
И вороны над полями вдруг запели соловьями.
16. Мельник
Дождик
греет,
Солнце
льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
17. Сорока (Ян Бжехва)
На заборе сорока сидит
И твердит,
Что сахар солёный,
Что муравей сильнее вороны,
Что вода – самый лучший мост,
Что у змей ядовитый хвост,
Что растут на деревьях раки,
Что бодают рогами собаки,
Что всех лучше летают коровы,
Что поют всех красивее совы,
Что больной – это самый
здоровый,
Что вишни вьют гнёзда в
снегу,
Что налимов пасут на лугу,
Что зимою стоит жара,
Что ночь наступает с утра…
Да только не слушают люди её:
Ведь всё, что ни скажет сорока, – враньё.
18. Хохотальные путаницы
Я видел вчера в половине
второго
По синему небу летела корова.
На облаке сидя верхом,
Везла она хлеб с молоком
Родимой сестрице,
Голодной синице,
Которая села
На этой странице.
-------------------
Однажды жаба в жёлтой луже
Ждала со службы жабу-мужа.
Она варила суп в ботинке
Из угодившей в лужу свинки.
Над супом плакали гамаши:
"У вас ботинок просит
каши.
Сменяйте свинку на пшено,
Нам с ней пора бежать в
кино".
(Юрий Якименко)
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собачки
Лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
Сказка Г. Юдина «Хомяк- хвастун»
Жил-был хомяк. Каждый вечер
на горе собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
«Хотите верьте, хотите нет,-
начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь землю и вылез в Африке. А там
такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит
и хрюкает. Я ему говорю:
«Чего расхрюкался? Хомяков не видел что ли».
А он: «Хрю, хрю, хрю».
Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил
хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
«Ух, ты!»,- восхитились хомяки.
«Иду себе дальше,- продолжает
хомяк, - снег под ногами хрусть, хрусть. Смотрю - лежат две большие змеи. Спят и храпят на всю
Африку. Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…»
«Что потом?»,- хором спросили хомяки.
«Я… потом…». «Да не тяни же ты!»,- взмолились
хомяки.
«Хорошенькое дело,- обиделся хомяк –
хвастунишка,- Вы думаете, так легко
придумывать про то, чего никогда не видел»?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2025
Дата обновления: 20.02.2025
Дата публикации: 21.02.2025