Консультация для родителей «Использование мнемотехнических приёмов в развитии связной речи детей с нарушением речи»
14.02.2025
Дошкольный возраст – это
период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития
всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное
владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания
детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато
обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими
пользоваться в дальнейшем.
Одна из актуальных проблем детей с
общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне
особого внимания находятся монологические способности, программирование
высказываний, составление рассказов и пересказ.
Коррекционное воздействие должно
основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием
речи и постепенной активизации нарушенных функций. Опыт работы
показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной
речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники.
Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события
близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и
продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так
как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих
эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования
дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников,
так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних
средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С
использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается
память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц
на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять
и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития
связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку
основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически
оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что
запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для
опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например,
для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для
обозначения домашних – дом.
Традиционно работа по развитию
связной речи детей ведётся по следующим направлениям: обогащение
словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов,
разучивание стихотворений.
Мнемотаблица по сказке "Репка"

Мнемотаблица стихотворения


Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2025
Дата обновления: 16.02.2025
Дата публикации: 14.02.2025