В
условиях развития телекоммуникаций и интернет сетей остро встает вопрос о
формировании гармоничной личности ребенка. Информативная и визуальная
перегруженность дошкольника отражается на его психологическом и
физиологическом здоровье. Все чаще стали появляться дети с такими
проблемами как: гиперактивность, социальная дезадаптация, психологические
проблемы, речевые нарушения. В отличие от детей с медицинским диагнозом, эти
дети физиологически здоровы, но нуждаются в коррекции эмоционально-личностной
сферы. Таких детей с каждым годом все больше и больше. На помощь педагогам и
родителям может прийти артпедагогика.
Артпедагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез
искусства и практики педагогического процесса с коррекционной
направленностью, нацеленного на формирование основ художественной
культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность
(музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).
Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его
адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития
через художественно-творческую деятельность.
Попытаемся ответить на вопрос: какие же артпедагогические технологии наиболее
эффективны в коррекционной работе с дошкольниками в условиях малых групп? В
ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется
актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении
собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя
спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и
творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности.
Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны
педагога.
Противопоказаниями для занятий в артпедагогической группе дошкольников можно
считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания,
серьезные нарушения психики.
В отличие
от арттерапии на занятиях с применением артпедагогических технологий, мы
предлагаем использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры
действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. Педагог не
только научает, как действовать, он увлекает за собой, предлагая ребенку
импровизировать дальше самому. Педагог стимулирует активность ребенка (метод
стимуляции) эмоционально и вербально.
Виды
деятельности в артпедагогике
Изодеятельность
1. Лепка
Пластичные материалы, используемые
в артпедагогике:
Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного
материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а
значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых,
глина пластична и податлива, что очень важно при работе с
дошкольниками. В-третьих, возможность отсроченных действий с изделием -
раскрашивание после высыхания.
Однако у глины есть свои
недостатки: однотонность (однообразие цвета), необходимость в специальной обработке,
маркость (сильно пачкает и сушит руки), необходимость обжига, а значит,
требует наличия обжиговой печи.
Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении
и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в
технике "рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон,
создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также
фактор "известности” данного материала для ребенка дошкольного возраста.
К отрицательным свойствам относят: "искусственность” материала, его
пачкающие свойства (менее сильные, чем у глины), способность к разрыву
(недостаточная пластичность по сравнению с глиной).
Предлагаемые виды работы с пластилином:
ü создание форм и объектов;
ü создание объектов с использованием подручного или природного материала,
– рисование пластилином.
Тесто. Недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется такому пластичному
материалу как тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом.
Этот весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность,
мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным
материалом. Тесто настолько податливо, что даже трехлетние малыши со слабо
развитой кистевой мускулатурой свободно манипулируют и играют, создавая новые
формы. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить
пищевые красители или покрасить тесто после запекания.)
Предлагаемые виды работы с тестом:
ü манипулирование с тестом;
ü создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),
создание объектов с использованием подручного или природного материала
(украшение блина, пирога и т.д., создание композиции);
раскрашивание запеченного теста;
ü создание картин из теста.
Воск. Для художественного воска характерна: пластичность, чистота в
использовании (не маркость), приятность в использовании (не сушит руки),
разнообразие цветов.
К недостаткам можно отнести:
необходимость небольшого предварительного разогрева (руками) и достаточно
высокая стоимость.
Предлагаемые виды работы с воском:
ü создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек);
ü создание объектов с использованием подручного или природного материала
(изготовление и украшение свечей).
Воск гораздо экологичнее
пластилина и обладает еще одним несомненным достоинством – возможностью
изготовить социально-значимую вещь – свечу.
2. Рисование
Рисование
способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную
сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия,
мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра,
"компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется
распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы
иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который
принадлежит только ему”. (Ленц Ф.) Для ребенка чаще важен не результат, а сам
процесс рисования. В артпедагогике мы пытаемся соединить радость от процесса
рисования и полученного результата.
Техники
рисования в артпедагогике:
Рисование на мокрой бумаге. Как правило, акварельные краски рекомендуют вводить
в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. С другой стороны дети
очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого
как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.
Рисование на стекле. Для этой технологии предпочтительнее гуашевые краски. Эта техника
используется для коррекции тревожности, неуверенности в себе, социальных
страхов. Позволяет активизировать детей, снять социальные зажимы. Рисовать на
стекле соглашаются все дети.
Рисование пальцами имеет яркий
эмоциональный отклик широкого диапазона от полного неприятия и агрессии до
радости. При наличии в группе детей с патологией развития, желательно создать
радостную и положительно окрашенную атмосферу, использовать этот метод как
часть сказочного занятия
Рисование природными материалами. Работы,
выполненные в данной технике, отличаются, как правило, эстетическим видом.
Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок
каждому ребенку.
Рисование предметами окружающего пространства. Арттерапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные
предметы для создания изображений. Необходимо продумать, какие предметы вы
будете использовать, чтобы занятие не приняло деструктивный характер.
Техника медитативного рисунка – мандала(магический круг) целиком
относится к арттерапии.
Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками. Мы предлагаем использовать уголь и
мелки для младших дошкольников, карандаши – для старших. Штриховка поможет
активизировать ребенка, снять напряжение. Если для малышей эта работа
представляет некоторую трудность, то старшие дошкольники справляются с ней
легко.
Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет
ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
3. Ручной
художественный труд (природный и бросовый материал)
В
дошкольных образовательных учреждениях данный вид художественной деятельности
детей достаточно широко распространен. Превратить обычное занятие в
артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу.
Использование природного, "живого” материала вносит терапевтический
элемент в творческий процесс.
Виды ручного художественного
труда:
Создание поделок – доступный и эстетичный вид
детского дошкольного творчества.
Создание картин – наиболее характерен для
детей старшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной
деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.
Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина.
Ведущая роль в создании объемных
моделей принадлежит педагогу.
4. Аппликация.
Виды работы с бумагой
Манипулирование с бумагой.
Педагог знакомит дошкольников со
свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и
проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
Создание плоскостных картин.
Традиционная форма работы с
аппликацией.
Создание объемных картин – под
руководством и с помощь педагога (для старших дошкольников)
Оригами – японское искусство складывания
бумаги.
В младшем дошкольном возрасте мы
предлагаем использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу
педагога. Диапазон возможностей старших дошкольников при работе с техникой
оригами значительно расширяется.
Музыкальная деятельность.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок
делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Виды
музыкальной деятельности.
Восприятие (слушание) музыки
Можно предложить включать данный
вид музыкальной деятельности в интегрированные артпедагогичекие занятия:
использование записи звуков природы, классических произведений как
музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой
деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.
Танцевально-двигательные деятельность
Движения под музыку. Практика
использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они
применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений,
музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие
ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики,
формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами
невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.
Игра на музыкальных инструментах
Художественно-речевая и театрализованная деятельность
Психогимнастика – как метод практической психопрофилактики и
психокоррекции (по Чистяковой).
Логоритмика
Логопедическая ритмика – это
коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами
движения, музыки и слова. В практике хорошо зарекомендовали себя пальчиковая
гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.
Придумывание, дописывание, переписывание сказок
Особо эффективной сказкотерапия
оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного
возраста.
Инсценировка и драматизация – в полной мере
доступны детям старшего дошкольного возраста. Малышам педагог предлагает
более легкий вариант "договорок” и подсказок.
Игровая деятельность
Психологи всего мира безоговорочно признают, что игра – это одна из форм
развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, "психический простор” и
"психическую свободу”, необходимую для того, чтобы "могли
оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”. Л.С. Выготский
1. Игры с песком.
Игры с песком очень нравятся детям
дошкольного возраста, они очень эффективны и динамичны.
Работу с песком организуют в трех
видах:
Действия с неоформленным материалом – песком,
водой;
Действия с предметами и песком
Построение песочного мира сказки, истории
(сюжетная игра).
2. Игры с водой.
Вода, как и песок способна
положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают
малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
Игры с цветом – можно отнести к
экспериментальной деятельности дошкольников.
Игры с предметами и
водой носят развивающий и образовательный характер.
3. Игры на предметной основе:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Театрализованная игра как средство
эмоционально-личностного развития детей
Театр, как один из самых
доступных и понятных детям вид искусства, способствует эмоциональному
развитию, формированию общей культуры ребёнка и правильной модели его
поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями
театрального действия, так и его участниками. Занятие в театральном кружке,
организованном в ДОУ, содействует социальной уверенности воспитанников,
формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям,
становлению индивидуальности каждого ребёнка.
Игры-инсценировки,
проводимые в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного
произведения, прочитанного воспитателем, или же в виде свободного пересказа
текста детьми, становятся средством сюжетно ролевой игры. Дословный пересказ
текста произведения педагог обычно выполняет вместе с детьми и при этом берёт
на себя роль ведущего, а детям поручает другие роли. Текст, который должен
произносить каждый персонаж, сначала произносит сам педагог, а дети его
повторяют.
Инсценировка художественного
произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит
как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные
и поэтому хорошо известные детям.
Кукольный театр
- это ещё один вид сюжетный «режиссерской» игры. Воспитатель предлагает детям
произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя
одновременно действовать за героев этого произведения: обычные игрушки (театр
игрушек), петрушек (кукол, одеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и
т.д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее
речь детей.
Работа с куклой позволяет
совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести
ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции,
чувства, состояние, движения которые в обычной жизни, по каким - либо
причинам ребёнка не может или не позволяет себя проявлять. Из педагогической
практики известно, что любая задача любого значения решается детьми легче,
проще и быстрее, если они её обыгрывают. Поэтому театрализованная
деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении
занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда
бывают, интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Например, знакомя детей с
представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике
можно много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно
просто разыграть сценку деления сыра лисом из сказки о двух медвежатах.
Причём разыграть в лицах, на сцене. В итоге, результат получается
эффективнее, а детские знания – гораздо прочнее. Вместе с тем, сегодня в
дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры
используется недостаточно, что может объяснить наличие двух противоречащих
друг другу тенденций в способах её организации.
Согласно первой
тенденции, театрализованные игры применяются, главным образом, в качестве
некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов
заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонацию,
движения. Освоение, таким образом, умения не переносятся детьми в свободную
игровую деятельность.
Вторую тенденцию в организации
театрализованной игры можно назвать невмешательством. На практике оно часто
перерастает в полное отсутствие внимания со стороны воспитателя к театральной
игре: дети предоставлены сами себе, а воспитатель только говорит, какие
атрибуты им нужны.
Эти игры помогают детям с
освоением эмоций человека, средствами понимания детьми друг друга и мира
взрослых. Для подведения итога для каждой эмоции проводится игра с картинкой
«Эмоция для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен как бы пропустить
через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребёнка,
развиваются коммуникативные навыки, способность быть открытым и чутким,
понимать чувства и эмоции других людей.
Таким образом, использование
театрализованной игры на занятиях помогают ощущать лёгкость и радость общения
со сверстниками взрослыми. Театрализованная игра помогает решать многие
программные задачи детского сада: от ознакомления с общественными
явлениями, формирования элементарных математических представлений до
физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность театрализованных игр имеют нравственную направленность,
которая заключена в каждой сказке, дают возможность использовать их в целях
всестороннего развития ребёнка.
Тотальное
проникновение не только во взрослый, но и в детский мир электронных гаджетов,
обедняющих эмоциональное развитие детей, требует от современных
воспитателей переосмысления методов и форм приобщения дошкольников к
искусству и преобразования традиционной практики организации данной работы в
дошкольных учреждениях. Особое внимание необходимо уделять раскрытию
творческого потенциала ребенка, поощрению его самовыражения при помощи
художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.
Краткий обзор
арттерапевтических и артпедагогических технологий, применяемых при работе с детьми
показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с
дошкольниками в условиях малых групп.
· Наиболее
эффективными являются следующие:
· изодеятельность:
лепка (тесто, воск, пластилин), рисование (рисование на
стекле, рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка,
марание, рисование по замыслу и на предложенную тему), ручной художественный
труд (создание поделок, построение объемных моделей из подручного материала),
аппликация (создание плоскостных картин, оригами);
· музыкальная
деятельность (слушанье музыки, пение, танцевально-двигательная активность);
· художественно-речевая
и театрализованная деятельность (психогимнастика, логоритмика, придумывание и
дописывание сказок, драматизации);
· игровая
деятельность (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Опыт работы
педагогов подсказывает, что наиболее эффективным является применение не
отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в
себе различные техники и методы артпедагогики.
Артпедагогика очень востребована
на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с
детьми дошкольного возраста. Применение артпедагогических технологий важно и
нужно не только для работы с "особенными” детьми, но и как
предупреждающая коррекционно-творческая работа с "обычными”
дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать.
Нужно помочь ребенку самому "откорректировать” свои проблемные моменты
на ранних стадиях, запустить механизм "самоисцеления” через искусство и
художественно-творческую деятельность.
Педагогические
условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе
ü создание
артпедагогической среды – стимулирующая проявление разных видов
художественно-творческой активности ребенка, включает в себя
художественно-познавательные источники информации, дидактические материалы
для проведения совместных артпедагогических игр, оборудование, стимулирующее
детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы,
выступающие в качестве визуальных побудителей творчества;
ü разработанная методология и артпедагогические технологии;
правильно подобранные методы и средства артпедагогического воздействия с
учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе;
ü материально-техническое обеспечение артпедагогического процесса: наличие
помещения в соответствии с нормами СанПиНа, оборудование, мебель.
|