Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши». Подборка художественных произведений, игровых ситуаций и дидактических материалов
15.01.2025
Лексическая тема
«Домашние животные и их детёныши»
Направление «Речевое развитие»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Формирование
интереса и потребности детей в чтении
Содержание
Жанр |
Произведение |
Задачи. |
Сказки |
Мордовская
сказка «Как собака друга
искала». |
Познакомить
детей с мордовской сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение детей
внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям значение
домашних животных в жизни человека. Поддерживать интерес детей к народным
поговоркам. |
Словенская
сказка «Кто сшил Видеку рубашку». |
Познакомить
детей со словенской сказкой, с процессом превращения шерсти в рубашку.
Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку.
Развивать познавательный интерес. |
|
Ушинский
К.Д. «Спор животных» + чтение по
ролям |
Поддерживать
интерес детей к домашним животным. Развивать умение детей вести диалог с
воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать
артистические качества раскрывать их творческий потенциал. |
|
Джанни
Родари «Как осёл петь перестал». + пересказ
|
Побуждать
детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного
персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к хвастовству.
Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать
рассказ. |
|
Бианки В.В. «Синичкин календарь. Октябрь». |
Закреплять
умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать
интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес. |
|
Рассказы |
Чарушин Е.
И. «Корова». |
Поддерживать
интерес детей к домашним животным. Расширять представления детей о пользе для
здоровья молочных продуктов. Развивать потребность детей в правильном
питании. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Толстой Л.
Н. «Котёнок». |
Поощрять желание детей высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературным
персонажем. |
|
Осеева В.А. «Плохо». |
Формировать
умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать
отрицательное отношение детей к равнодушию. |
Жанр |
Произведение |
Задачи. |
Стихо творение |
Городецкий
С. М. «Котёнок». |
Совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.
Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Воспитывать
артистические качества, раскрывать их творческий потенциал. |
Кружков Г.М. «Грозная хозяйка». |
Способствовать
формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению.
Развивать у детей чувство юмора. |
|
Барто А.Л. «Уехали». |
Способствовать
формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению.
Воспитывать в детях чувство ответственности за тех, кого приручили. |
|
Маршак
С.Я. «Пудель». |
Продолжать
знакомить детей с творчеством поэта С. Я. Маршака. Познакомить детей с
произведением-перевёртышем «Пудель». Формировать умение детей внимательно и
заинтересованно слушать стихотворение, замечать смешные ситуации.
Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному
произведению. |
|
Баранова В. «Детёныши животных». |
Формировать умение детей внимательно и
заинтересованно слушать стихотворение. Обогащать речь детей существительными,
обозначающими названия детёнышей домашних животных. Поддерживать интерес
детей к домашним животным. |
|
Небылицы |
Черных Ю. «Жили-были». |
Поддерживать интерес детей к художественному жанру
«Небылицы». Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и
обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом
содержания текста. Развивать слуховое внимание и восприятие детей,
критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым
материалом. |
Песенки и потешки |
Русская
народная песенка «Коровушка». |
Поддерживать интерес детей к народному фольклору о
домашних животных. Вызвать желание запомнить русскую народную потешку. Развивать память, общую
моторику, координацию речи с движениями. |
Русские
народные потешки «Когда солнышко взойдёт», «Пастушок». |
Расширять
знания детей о профессии – пастух. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Вызвать желание запомнить русскую народную потешку. Развивать память, общую
моторику, координацию речи с движениями. |
|
Русская
народная песенка «Конь». |
Поддерживать интерес детей к народному фольклору о
домашних животных. Вызвать желание запомнить русскую народную потешку. Развивать память, общую
моторику, координацию речи с движениями. |
Мордовская сказка «Как собака
друга искала»,
в обработке С. Фетисова.
Задачи. Познакомить детей с мордовской сказкой «Как собака друга искала», помочь понять её смысл. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям значение домашних животных в жизни человека. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.
Материал к деятельности: игрушечная пёстрая собачка или картинка
собачки.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Педагог показывает детям игрушечную собачку
или картинку.
Вот собачка
Жучка,
Хвостик
закорючкой,
Зубы острые,
Шёрстка
пёстрая.
Гав! Гав!
— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Сказка народная, сказка мордовская. Мордва –
это народ, что в России живёт. Называется сказка «Как
собака друга искала».
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька.
Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга,
который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко
для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да
как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха
трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придёт
сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот
волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка.
Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала
да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать
собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придёт
сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне
подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила
и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку: — Перестань! Придёт
человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей
построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не
ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
— Вот и сказке
конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои,
пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
&
Дети, где
раньше жила собака?
— Давно-давно
в
лесу жила собака. Одна-одинёшенька.
&
О каком
друге мечтала собака?
— Захотелось собаке друга
себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
&
С какими
животными пыталась подружиться собака?
— С зайцем, волком
и медведем.
&
Почему собака
ушла от этих животных?
— Когда
собака ночью лаяла, животные её ругали, бранили.
& Почему человек оказался самым лучшим другом
для собаки?
— Ночью
собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо
говорит.
&
Как
человек заботится о собаке?
— Человек накормил собаку, тёплую
конуру ей построил возле своей избы.
&
Дети, с
кем собака дружит с давних пор?
— С
тех пор собака и человек живут вместе. Собака – друг человека.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да
красным девицам урок. Дети, чему вас научила мордовская сказка «Как
собака друга искала»? (ответы детей).
— Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Без друга в жизни туго. Дружба — великая сила.
Словенская сказка
«Кто сшил Видеку рубашку».
Задачи. Познакомить
детей со словенской сказкой «Кто сшил Видеку рубашку», с процессом превращения
шерсти в рубашку. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно
слушать сказку. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть
доброжелательным и корректным собеседником. Развивать познавательный
интерес.
Чтение.
— Дорогие
друзья, я приглашаю вас в
удивительный, волшебный мир – мир превращений. Как вы думаете, что
такое превращение? (предположения детей).
— Превращение – это изменение. Дети, как вы считаете, что нужно
сделать, чтобы шерсть животных превратилась в рубашку или платье? (предположения детей).
— Я расскажу вам словенскую сказку «Кто сшил Видеку рубашку». Словения – это маленькая страна в Европе. Видек – имя мальчика. Послушайте, дети, внимательно сказку о Видеке.
Жила
когда-то вдова. Было у неё семеро детей. С утра до поздней ночи работала она,
но все равно оставалась такой бедной, что не могла даже купить своим детям
новые рубашки. Младшим приходилось донашивать рубашки своих старших братьев. И
самому младшему – Видеку – всегда доставалась совсем старая, заплатанная
рубашка.
Видек был добрый мальчик. Шёл он однажды по дороге и встретил голодного
Ягнёнка. Пожалел его Видек и отвёл на луг, где росла самая вкусная трава.
— Спасибо, Видек, — сказал Ягнёнок.
— Я вижу, рубашка твоя совсем старая – ветер её насквозь продувает. Возьми
немного моей шерсти. Её как раз хватит на тёплую рубашку.
Взял Видек шерсть и понёс её домой. Проходил он мимо засыхающего
Тернового куста. Зачерпнул Видек воды из ручья и полил куст.
— Спасибо, Видек, — зашелестел
Терновый куст. — Скажи мне, что ты несёшь?
— Ягнёнок дал мне шерсть на новую
рубашку, — ответил Видек.
— Давай я тебе её спряду, — сказал
Терновый куст.
Зацепил Терновый куст шерсть своими колючками и стал её теребить,
растягивать, свивать в тугую нить.
— Вот тебе моток шерсти, — сказал Терновый куст. — Её как раз
хватит на новую рубашку.
Взял Видек моток шерсти и понёс домой. Видит, плетётся через дорогу
Лесной паук. Весь в пыли, устал. Видек перенёс Лесного паука через дорогу и
посадил на травинку.
— Спасибо, Видек, — сказал Лесной
паук. — Скажи мне, что ты несёшь?
— Ягнёнок дал мне шерсть на новую
рубашку, а Терновый куст спрял из неё нитки.
— Я могу соткать тебе из этих ниток
полотно, — сказал Лесной паук.
Принялся Паук плести из ниток полотно. Быстро перебирал он своими
тонкими лапками и носился туда-сюда, туда-сюда, переплетая нитки. А когда
соткал кусок полотна, сказал:
— Вот тебе полотно. Его как раз хватит на рубашку.
Взял Видек полотно и понёс его домой. Видит, придавило большим камнем
клешню Речному раку. Приподнял Видек камень и освободил Рака.
— Спасибо, Видек, — сказал Рак. —
Скажи мне, что ты несёшь?
— Ягнёнок дал мне шерсти на новую
рубашку. Терновый куст напрял из неё ниток. А Лесной паук соткал полотно, —
ответил Видек.
— Ты встретил как раз того, кто тебе
нужен, — сказал Рак. — Дай мне твоё полотно, и я выкрою из него прекрасную рубашку.
Острыми клешнями Рак раскроил кусок полотна.
Его хватило на спинку и на перед рубашки, на рукава, правый и левый, и на
воротник.
— Бери, — сказал Рак, — теперь
остались пустяки: сшить новую рубашку.
Пошёл Видек дальше. И вдруг увидел в траве выпавшего из гнезда птенца
Птицы -ткачик. Поднял Видек птенца и посадил на дерево.
— Спасибо, Видек, — сказала
Птица-ткачик. — Скажи мне, что ты несёшь?
— Ягнёнок дал мне шерсти на новую
рубашку. Терновый куст напрял из неё ниток. Лесной паук соткал полотно, а Рак
раскроил его. Теперь осталось сшить рубашку.
— Лучшего портного, чем я, не найти,
— сказала Птица-ткачик.
Принялась Птица-ткачик сшивать острым, как игла, клювом спинку и перед,
рукава, правый и левый, и воротник. Получилась красивая рубашка. Надел её Видек и пошёл домой. Увидели
его братья и закричали:
— Посмотрите, у Видека новая
рубашка! Откуда она у тебя?
— Мне её подарили Ягнёнок, Терновый
куст, Лесной паук, Рак и Птица-ткачик, — ответил Видек.
С тех пор Видек ходил в новой рубашке, лучше которой никто, нигде,
никогда не видывал.
— Дети, внимание
ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
& Что подарил ягнёнок мальчику?
— Возьми немного моей шерсти.
Её как раз хватит на тёплую рубашку.
& Во что превратил Терновый куст шерсть?
— Зацепил Терновый куст шерсть своими
колючками и стал её теребить, растягивать, свивать в тугую нить.
& Что соткал из ниток Лесной паук?
— Принялся Паук плести из ниток полотно.
&
Что сделал с полотном Речной рак?
— Дай мне твоё полотно, и я выкрою
из него прекрасную рубашку. Острыми клешнями Рак раскроил кусок полотна. Его хватило на
спинку и на перед рубашки, на рукава, правый и левый, и на воротник.
&
Чем помогла Птица-ткачик мальчику?
— Принялась Птица-ткачик сшивать
острым, как игла, клювом спинку и перед, рукава, правый и левый, и воротник.
Получилась красивая рубашка.
&
Дети, как вы считаете, почему животные и
растения помогали мальчику?
— Видек – добрый мальчик, он всем помогает. Голодного ягнёнка отвёл на луг, где сочная трава. Засыхающий терновый куст полил водой. Усталого лесного паука перенёс через дорогу. Спас рака, которого придавило камнем. Выпавшего из гнезда птенца посадил в гнездо.
& Дети, как вы считаете, что помогло шерсти
превратиться
в рубашку?
— Овечью шерсть моют, теребят, растягивают, свивают в тугую нить. Из ниток ткут полотно, ткань. Из ткани кроят рубашку. Затем сшивают детали рубашки. Труд помог шерсти превратиться в рубашку. Труд чудеса творить, превращения совершает, вещи изменяет.
Константин Дмитриевич Ушинский
«Спор животных».
Задачи. Познакомить
детей со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных». Поддерживать
интерес детей к домашним животным. Развивать
умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным
собеседником.
Чтение.
—
Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку русского
писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных».
Педагог выразительно читает, голосом передавая гордый нрав
лошади, высокомерие коровы, ворчливость собаки.
Корова, лошадь и собака заспорили
между собою, кого из них хозяин больше любит.
— Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону
таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня
совсем.
— Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю
его семью молоком кормлю.
— Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и
говорит: — Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас
хорош на своём месте.
— Вот и сказке
конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои,
пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Педагог
контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, предложением из текста
рассказа. При необходимости показывает пример ответа.
& Кто заспорил между
собой?
— Корова, лошадь и собака заспорили между собою.
& О чём шёл спор между домашними животными?
— Корова, лошадь и собака заспорили
между собою, кого из них хозяин больше любит.
& Что говорила лошадь?
— Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону
таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня
совсем.
& Что говорила корова?
— Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю
его семью молоком кормлю.
& О чём ворчала собака?
— Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
& Что сказал домашним животным хозяин?
— Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне
нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.
& Дети, как вы
считаете, что означает выражение «спорить по-пустому»?
— Пусто – значит
ничего нет. Спорить по-пустому, значит спорить не о чём, нет
предмета для спора.
Игровая ситуация «Театр».
Чтение по ролям сказки
Ушинского К.Д. «Спор животных».
Задачи. Совершенствовать художественно-речевые
исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Воспитывать артистические
качества детей, раскрывать их творческий потенциал.
Игра.
— Дети, в театр вас приглашаю, артистами стать
предлагаю. Мы репетируем мини-спектакль по произведению Константина Дмитриевича
Ушинского «Спор животных».
Педагог выразительно читает, голосом передавая гордый нрав
лошади, высокомерие коровы, ворчливость собаки.
— Константин Дмитриевич Ушинский «Спор животных».
Корова, лошадь и собака заспорили
между собою, кого из них хозяин больше любит.
— Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону
таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня
совсем.
— Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю
его семью молоком кормлю.
— Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и
говорит:
— Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый
из вас хорош на своём месте.
— Дети, вы сегодня артисты театра. Кто из вас, возьмёт
на себя роль рассказчика, лошади, коровы, собаки, хозяина?
Педагог из желающих
детей выбирает артистов.
— Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова
героев рассказа, но и передаёте голосом их характер. Дети, послушайте,
пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова
использует автор рассказа.
Педагог выразительно читает рассказ.
— Константин Дмитриевич Ушинский «Спор животных».
Корова, лошадь и собака заспорили
между собою, кого из них хозяин больше любит.
— Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону
таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня
совсем.
— Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю
его семью молоком кормлю.
— Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и
говорит:
— Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый
из вас хорош на своём месте.
— Артисты приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно
следите за диалогом героев спектакля, оцените их выступление. Дети, а каким жестом
зрители выражают благодарность актёрам за выступление? (ответы детей).
— Хлопки в ладоши – это знак
благодарности зрителей актёрам, знак восхищения их игрой.
Дети-артисты
читают рассказ по ролям. Педагог поощряет детей, которые
внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели
и педагог хлопают в ладоши.
В роли артистов могут выступить другие дети.
— Прекрасно! Спасибо, артисты! Ваше выступление ярко,
образно, эмоционально.
Джанни Родари
«Как осёл петь перестал».
Задачи. Познакомить
детей со сказкой Джанни Родари «Как осёл петь перестал». Формировать умение
детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём
восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Воспитывать отрицательное отношение детей к хвастовству.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку
итальянского писателя Джанни Родари «Как осёл петь перестал».
Педагог
выразительно читает сказку, голосом передавая громкий,
рычащий голос льва,
торопливые ответы осла.
В давние времена осёл, как
рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у
них царём, спросил:
— Кто из вас самый
красивый?
— Я, йя! — сразу же
закричал осёл.
— Хорошо, ты самый
красивый. А кто же самый сильный?
— Я, йя! — закричал
осёл раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
— Ладно, — сказал
лев. — А кто же здесь самый глупый?
— Я, йя, йя, —
второпях заревел осёл, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осёл от стыда
потерял свой красивый голос. С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!».
— Вот и сказке
конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои,
пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
&
Как пел осёл в давние времена?
— В давние времена осёл, как
рассказывает сказка, пел получше тенора. Тенор – это
приятный певческий мужской голос.
— Однажды собрались все звери на
совет, и лев, который был у них царём, спросил:
&
Дети, какой первый вопрос задал лев?
— Кто из вас самый
красивый?
— Я, йя! — сразу
же закричал осёл.
&
О чём второй вопрос льва?
— Хорошо, ты самый
красивый. А кто же самый сильный?
— Я, йя! —
закричал осёл раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
&
Какой третий вопрос льва?
— Ладно, — сказал лев. — А кто же здесь самый глупый?
— Я, йя, йя, — второпях заревел осёл, испугавшись, как бы
его не опередили.
&
Какая реакция у зверей на ответы осла?
— Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осёл от стыда
потерял свой красивый голос. С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!».
&
Дети, можно ли назвать эту сказку поучительной?
&
Дети, как вы думаете, почему осёл торопился первым
ответить на вопрос льва?
&
Как вы считаете, почему осёл потерял свой красивый
голос?
&
Дети, чему учит нас сказка Джанни Родари?
— Дети, сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам,
да красным девицам урок: не хвали себя, есть лучше тебя; расскажи
о себе не словами, а делами.
Игровая ситуация «Театр».
Пересказ рассказа
Джанни Родари «Как осёл петь
перестал».
Задачи. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать рассказ. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.
Игра.
— Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию
поиграть предлагаю. Декламатор – это артист, который выразительно читает
произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ
Джанни Родари «Как осёл петь перестал» со сцены. Вы согласны? (ответы детей).
— Дети, я напомню вам рассказ. Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ Джанни Родари «Как осёл петь перестал».
В давние времена осёл, как
рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у
них царём, спросил:
— Кто из вас самый
красивый?
— Я, йя! — сразу же
закричал осёл.
— Хорошо, ты самый
красивый. А кто же самый сильный?
— Я, йя! — закричал
осёл раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
— Ладно, — сказал
лев. — А кто же здесь самый глупый?
— Я, йя, йя, —
второпях заревел осёл, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осёл от стыда
потерял свой красивый голос. С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!».
— Декламаторы, вам предстоит пересказать рассказ «Как
осёл петь перестал». Дети, как вы
думаете, этот рассказ нужно читать задорно, таинственно или задумчиво? (ответы детей).
— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте
внимательно да примечайте, какие слова использует автор рассказа.
Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ.
— Дети, кто желает выступить на сцене.
Желающие
дети поочерёдно пересказывают рассказ. Педагог контролирует, чтобы ребёнок
назвал автора и название рассказа, последовательно и логично пересказывал,
используя авторские выражения.
Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления
товарищей.
— Восхитительно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали
выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить декламацию
…
Педагог называет, несколько детей, чьи пересказы были
последовательны и выразительны.
— Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть
читайте.
Виталий Валентинович
Бианки
«Синичкин календарь. Октябрь».
(Для детей 6-7 лет)
Задачи. Познакомить
детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь. Октябрь».
Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной
литературе. Расширять кругозор детей.
Развивать познавательный интерес.
Чтение.
— Дети, продолжаем
знакомство с любознательной птичкой – синичкой, о которой нам рассказал российский писатель и натуралист
Виталия Валентиновича Бианки. Слушайте, пожалуйста,
внимательно.
«Синичкин
календарь. Октябрь».
— Скорей, скорей! — торопила Зинька Старого Воробья. — Скажи
мне, какой наступает месяц, и я полечу назад в лес: там у меня больной товарищ.
И она рассказала Старому Воробью,
как бородатый охотник сшиб с ветки сидевшую рядом с ней синичку, а девочка
Манюня спрыснула водой и оживила её.
Узнав, что новый месяц, второй
месяц осени, называется октябрь, Зинька живо вернулась в
лес.
Её товарища звали Зинзивер. После
удара дробинкой крылышки и лапки ещё плохо повиновались ему. Он с трудом
долетел до опушки. Тут Зинька отыскала ему хорошенькое дуплишко и стала таскать
туда для него червячков-гусениц, как для маленького. А он был совсем не
маленький: ему было уже два года, и, значит, он был на целый год старше Зиньки.
Через несколько дней он совсем
поправился. Стайка, с которой он летал, куда-то исчезла, и Зинзивер остался
жить с Зинькой. Они очень подружились.
А осень пришла уже и в лес.
Сперва, когда все листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом
подули сердитые ветры. Они сдирали жёлтые, красные, бурые листья с
веток, носили их по воздуху и швыряли на землю. Скоро лес поредел, ветки
обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями. Прилетели с
далёкого севера, из тундры, последние стаи болотных птиц. Теперь каждый день
прибывали новые гости из северных лесов: там уже начиналась зима.
Не всё в октябре дули сердитые
ветры, не всё лили дожди: выдавались и погожие, сухие и ясные дни. Нежаркое
солнышко светило приветливо, прощаясь с засыпающим лесом.
Потемневшие на земле листья тогда высыхали, становились жёсткими и хрупкими.
Ещё кое-где из-под них выглядывали грибы – грузди, маслята.
Но хорошую девочку Манюню Зинька и
Зинзивер больше уж не встречали в лесу.
Синички любили
спускаться на землю, прыгать по листьям – искать улиток на грибах. Раз они
подскочили так к маленькому грибу, который рос между корнями белого берёзового
пня. Вдруг по другую сторону пня выскочил серый, с белыми пятнами зверь.
Зинька пустилась было наутёк, а Зинзивер рассердился и
крикнул:
— Пинь-пинь-черр! Ты кто такой?
Он был очень храбрый и улетал от врага, только когда враг на
него кидался.
— Фу! — сказал серый пятнистый зверь, кося глазами и весь
дрожа. Как вы с Зинькой меня напугали! Нельзя же так топать по сухим, хрустким
листьям! Я думал, что лиса бежит или волк. Я же заяц, беляк я.
— Неправда! — крикнула ему с дерева Зинька. — Беляк летом серый, зимой белый, я знаю. А
ты какой-то полубелый.
— Так ведь сейчас ни лето, ни зима. А я ни серый, ни белый. — И
заяц захныкал: — Вот сижу у берёзового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу
ещё нет, а у меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля чёрная. Побегу по ней
днём – сейчас меня все увидят. И так ужасно хрустят сухие листья! Как тихонько
ни крадись, прямо гром из-под ног.
— Видишь, какой он трус, — сказал Зинзивер Зиньке. — А ты его
испугалась. Он нам не враг.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы
ответить предлагаю.
Вопросы
к детям.
&
Дети, о
каком времени года рассказывает писатель?
— Время года – осень.
&
Как
называется второй месяц осени?
— Второй месяц осени – октябрь.
&
Дети, что
натворили сердитые ветра в лесу?
— Потом
подули сердитые ветры. Они сдирали жёлтые, красные, бурые листья с
веток, носили их по воздуху и швыряли на землю. Скоро лес поредел, ветки
обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями.
&
Дети,
почему очень страшно зайцу в октябре?
— Так
ведь сейчас ни лето, ни зима. А я ни серый, ни белый. — И заяц захныкал:
— Вот сижу у берёзового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу ещё нет, а у
меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля чёрная. Побегу по ней днём – сейчас
меня все увидят. И так ужасно хрустят сухие листья! Как тихонько ни крадись,
прямо гром из-под ног.
&
Дети, что нового интересного вы узнали из
рассказа Виталия Валентиновича Бианки?
Рассказы
Евгений Иванович Чарушин
«Корова».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Корова». Поддерживать интерес детей к домашним животным. Расширять представления детей о пользе для здоровья молочных продуктов. Развивать потребность детей в правильном питании. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Материал для деятельности: картина «Коровушка – кормилица».
Беседа.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Евгения Ивановича
Чарушина «Корова».
Стоит Пеструха на зелёном лугу,
траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока
толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней
отгоняет.
— А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать — простую зелёную
траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василёк, или
мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, колокольчик, а может,
иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще.
Придёт доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
— Дети, знания
ваши проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
— Дети, что дарит корова людям?
— Корова дарит людям вкусное,
сладкое молоко. Дети, назовите, какие
молочные продукты вы знаете?
— С молока сливки снимают, сметану сметают, масло
сбивают, творог творят, сыры варят, мороженое морозят. Дети,
какие напитки получают из молока?
— Кефир, простокваша, варенец,
йогурт, ряженка – всё это молочные продукты. Дети, какие молочные продукты вы любите кушать?
— Дети, как вы думаете, почему надо ежедневно есть молочные продукты?
— Молочные продукты кости укрепляют, здоровье наше
охраняют! Дети, потешку вам прочитаю, запомнить её предлагаю.
Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!"
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
— Молоко свежее, коровье,
кушайте, дети, для здоровья!
Лев Николаевич Толстой
«Котёнок».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Льва
Николаевича Толстого «Котёнок». Поощрять желание детей высказывать
предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для
окружающих. Воспитывать читателя,
способного отождествлять себя с литературным персонажем.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста,
внимательно рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Котёнок».
Были брат и сестра – Вася и Катя;
и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли
найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит
тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и
всё спрашивала: — Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец,
Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди
сюда скорее…
Катя побежала домой, достала
молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали
вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с
белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого
оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на
дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл
с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель,
пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то
громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его
две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того
чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и
побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с
собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом
на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася
принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком
- так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек
делится своими мыслями.
Вопросы к детям.
& Дети, как вы думаете, что
произошло бы, если бы собаки схватили котёнка?
— Котёнок
маленький. От укуса собаки котёнок погибнет.
& Дети, как вы считаете, кто
виноват, что на котёнка напали собаки?
— Дети вынесли
котёнка на дорогу из дома. Они отвечали за его безопасность.
— Вася что было духу пустился к
котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить
котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
& Дети, как вы оцениваете поступок
мальчика?
— Мальчик поступил
смело. Он знал, что собаки кусаются, но защитил котёнка.
& Дети, как бы вы поступили на
месте мальчика?
& Дети, чему научил мальчика этот
случай?
— Вася принёс домой котёнка и уж
больше не брал его с собой в поле.
— Дети,
не забывайте, мы в ответе за тех, кого приручили!
Валентина Александровна Осеева
«Плохо».
(Для детей 6-7 лет).
Задачи. Познакомить
детей с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Плохо». Формировать умение
детей оценивать поступки литературных персонажей. Поощрять
желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать
свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать
отрицательное отношение детей к равнодушию.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста,
внимательно рассказ русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо
перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок.
Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли
два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала
на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать
желаю.
Вопросы к детям.
&
Дети, как
вы думаете, почему женщина сказала мальчикам: — Как вам не стыдно!?
&
Как вы
считаете, что могло произойти с котёнком, если бы женщина не отогнала собаку?
— Собака укусила
бы котёнка. От укуса собаки котёнок заболел бы и погиб.
&
Как
женщина оценила поступок мальчиков?
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали!
— удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила
женщина.
& Мальчики, по мнению женщины поступили плохо, а как вы думаете?
& Дети, по вашему мнению, почему мальчики не
помогли котёнку?
— Может быть
мальчики боялись собаки, а может быть они были глупые и равнодушные люди.
&
Дети, как
бы вы поступили на месте мальчиков?
— Собака
яростно лаяла, припадая на передние лапы. Собаки в ярости
опасны, поэтому лучше всего позвать на помощь взрослых.
&
Дети,
чему вас научил рассказ Валентины Александровны Осеевой?
— Дети, равнодушие
не проявляйте, тем, кто слабее помогайте.
Стихотворения
Игровая ситуация «Театр».
Чтение по ролям стихотворения
Сергея Митрофановича Городецкого
«Котёнок».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Сергея
Митрофановича Городецкого «Котёнок». Совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Отрабатывать интонационную выразительность
речи детей. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их
творческий потенциал.
Игра.
— Дети послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение
Сергея Митрофановича Городецкого «Котёнок».
Педагог
эмоционально, выразительно читает стихотворение,
передавая голосом
строгость девочки и оправдания котёнка.
«Ты зачем, шалун – котёнок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребёнок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю?»
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котёнок – плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой!»
Вопросы детям:
& Дети, кто ведёт диалог в этом
стихотворение?
& Девочка и котёнок. Что и как
говорит девочка?
—
Девочка сердится на котёнка.
«Ты зачем, шалун – котёнок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребёнок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю?»
& Что и как отвечает котёнок
девочке?
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котёнок – плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой!»
— Дети, в театр играем, по ролям
стихотворение «Котёнок» читаем. Представьте, кем бы вы хотели быть, строгой
хозяйкой или шаловливым котёнком, и постарайтесь запомнить слова героев.
Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение.
«Ты зачем, шалун – котёнок,
Куклу в поле утащил?
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю?»
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котёнок – плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой!»
— Дети, вы сегодня артисты театра. Кто из вас, возьмёт
на себя роль девочки и котёнка?
Из желающих детей выбираются герои стихотворения.
— Дети, я возьму на себя роль
рассказчика. Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова героев
стихотворения, но и передаёте их характер, интонацией, жестом, мимикой. Артисты
приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно следите за диалогом героев
спектакля, оцените их выступление. Дети, а каким жестом зрители выражают
благодарность актёрам за выступление? (ответы
детей).
— Хлопки в ладоши – это знак
благодарности зрителей актёрам, знак восхищения их игрой.
Дети-артисты
читают стихотворение
по ролям. Педагог при необходимости подсказывает слова текста. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления
товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог хлопают в
ладоши.
В роли артистов могут выступить другие дети.
— Замечательно! Спасибо, артисты! Ваше выступление образно,
эмоционально.
Григорий Михайлович Кружков
«Грозная хозяйка».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Григория
Михайловича Кружкова «Грозная хозяйка». Способствовать формированию эмоционального отношения детей к
литературному произведению. Развивать у детей чувство юмора.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста,
внимательно стихотворение русского поэта Григория Михайловича Кружкова «Грозная хозяйка».
«Хозяйка
сегодня грозна. Не к
добру!» Почувствовал
ПЁС И полез
в конуру. «Подальше,
мой милый, Держись
от собак!» — Сказал
себе КОТ И махнул
на чердак. |
«Коты —
это скверно, пора
уходить!» — подумала
МЫШЬ и сквозь
щёлочку — фить! — Ой!
Мышка! Спасите
меня! Караул!
— Вскричала
ХОЗЯЙКА И влезла
на стул. |
— Стихотворению
конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои,
пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
&
Дети, как
вы считаете, это стихотворение весёлое или грустное?
&
Кого
испугался пёс?
«Хозяйка
сегодня грозна.
Не к
добру!»
Почувствовал
ПЁС
И полез в
конуру.
&
Кого
боится кот?
«Подальше,
мой милый,
Держись от
собак!» —
Сказал
себе КОТ
И махнул
на чердак.
&
От кого
убежала мышь?
«Коты —
это скверно,
пора
уходить!» —
подумала
МЫШЬ
и сквозь
щёлочку — фить!
&
Кто
боится мышей?
— Ой!
Мышка!
Спасите
меня!
Караул! —
Вскричала
ХОЗЯЙКА
И влезла
на стул.
— Грозная хозяйка, которую боится пёс,
испугалась маленькой мышки.
Агния Львовна Барто
«Уехали»
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Агнии
Львовны Барто «Уехали». Способствовать
формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению.
Воспитывать в детях чувство ответственности за тех, кого приручили.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста,
внимательно стихотворение русской поэтессы Агнии Львовны Барто «Уехали».
Щенка кормили молоком. Учили мальчики
щенка, Возились с ним в
саду, И он,
расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз. Он ждал: когда
начнут игру? Когда зажгут
костёр? Привык он к
яркому костру, |
К тому, что рано
поутру Труба зовёт на
сбор. И лаял он до
хрипоты На тёмные кусты. Он
был один в саду пустом, Он
на террасе лёг. Он
целый час лежал пластом, Он
не хотел махать хвостом, Он
даже есть не мог. Ребята вспомнили
о нём — Вернулись с
полпути. Они войти хотели
в дом, Но он не дал
войти. Он
им навстречу, на крыльцо, Он
всех подряд лизал в лицо. Его
ласкали малыши, И
лаял он от всей души. |
— Дети, внимание
ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
&
Дети, какие
чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение?
&
Что
чувствовал щенок, когда все дети уехали?
&
Щенок тосковал, грустил, скучал. Дети, как об этом говорится в стихотворении?
Он был один в саду
пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал
пластом,
Он не хотел махать
хвостом,
Он даже есть не мог.
&
А что
чувствовал щенок, когда дети вернулись?
&
Щенок чувствовал счастье, радость. Дети, как об этом говорится в стихотворении?
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
— Дети, помните, мы в ответе за тех,
кого приручили!
Самуил Яковлевич Маршак
«Пудель».
Задачи. Продолжать знакомить детей с творчеством поэта Самуила Яковлевича Маршака. Познакомить детей с произведением-перевёртышем «Пудель». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение, замечать смешные ситуации. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Расширить знания детей о собаках.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в нашу Библиотеку.
Сегодня здесь выставка произведений русского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
Педагог обращает внимание детей на портрет писателя.
Дети рассматривают книги.
— Дети, какие произведения
Самуила Маршака вам знакомы? (ответы
детей).
— Самуил Яковлевич Маршак –
поэт, свои рассказы и сказки он пишет в стихах.
— Сегодня я прочитаю вам стихотворение
Самуила Маршака «Пудель». Дети, а вы знаете, кто такой пудель? (ответы детей).
— Пудель – это домашнее
животное, декоративная собака. Собака, которая живёт в доме, дарит своим
хозяевам радость. Пудели умные, активные, сообразительные собаки.
— Дети, стихотворение «Пудель»
– это стихотворение перевёртыш, стихотворение, в котором происходят необычные,
загадочные события. Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Пудель.
На
свете старушка Спокойно
жила, Сухарики
ела И кофе
пила. И был у
старушки Породистый
пёс, Косматые
уши И
стриженый нос. ---- Старушка
сказала: —
Открою буфет И
косточку Пуделю Дам на
обед. Подходит
к буфету, На
полку глядит, А
пудель На
блюде В
буфете сидит. ---- |
Однажды Старушка Отправилась
в лес. Приходит
обратно, А
пудель исчез. Искала
старушка Четырнадцать
дней, А
пудель По
комнате Бегал
за ней. ---- Старушка
на грядке Полола
горох. Приходит
с работы, А
пудель издох. Старушка
бежит И зовёт
докторов. Приходит
обратно, А
пудель здоров. ---- |
По
скользкой тропинке В
метель и мороз Спускаются
с горки Старушка
и пёс. Старушка
в калошах, А пёс –
босиком. Старушка
вприпрыжку, А пёс –
кувырком! ---- По
улице Курица Водит
цыплят. Цыплята
тихонько Пищат и
свистят. Помчался
вдогонку За
курицей пёс, А
курица пуделя Клюнула
в нос. ---- |
|||
Старушка
и пудель Смотрели В окно, Но
скоро на улице Стало
темно. Старушка
спросила: — Что
делать, мой пёс? А
пудель подумал И
спички принёс. ---- |
Смотала
старушка Клубок
для чулок, А
пудель тихонько Клубок
уволок. Весь
день по квартире Катал
да катал, Старушку
опутал, Кота
обмотал. ----- |
Старушке
в подарок Прислали
кофейник, А пуделю
– плётку И
медный ошейник. Довольна
старушка, А
пудель не рад И
просит подарки Отправить
назад.
|
|||
— Дети внимание
ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
&
Дети, как вы считаете,
стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Пудель»: весёлое или грустное?
&
Какие весёлые происшествия
описал Самуил Маршак в стихотворение «Пудель»?
&
Дети, как вы думаете,
пудель какой?
Дети называют прилагательные.
Педагог добавляет те прилагательные, которые не назвали дети.
— А ещё пудель забавный, смешной, глупый, умный, хитрый,
добрый, любопытный …
— Дети, послушайте, пожалуйста, как описывает Самуил
Яковлевич Маршак пуделя.
И был у старушки
Породистый пёс,
Косматые уши
И стриженый нос.
— Дети, а теперь я задам вопрос «Что?». К этому вопросу
можно назвать неживые предметы, не говорящие и не издающие звуки. Скажите мне,
пожалуйста, что бы вы подарили пуделю?
Дети называют
существительные, обозначающие предметы.
&
Дети, произведение какого писателя мы с вами
читали?
& Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение
Самуила Яковлевича Маршака?
— Спасибо, дети, вы внимательные
слушатели. Я с удовольствием читала для вас стихотворение «Пудель». Весёлые
произведения Самуила Яковлевича Маршака дарят нам минуты радости и
веселья. Кто много смеётся, тому легче живётся, гласит народная
пословица.
Вера
Баранова
«Детёныши животных»
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Веры
Барановой «Детёныши животных». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно
слушать стихотворение. Обогащать речь детей существительными, обозначающими
названия детёнышей домашних животных. Поддерживать интерес детей к домашним
животным.
Чтение.
— Дети стихотворение читать мне помогайте,
детёнышей животных называйте.
Педагог делает паузу перед названием детёныша
домашнего животного, давая детям возможность назвать слово, затем называет сам
детёныша и читает стихотворение дальше.
У коровы есть сынок –
Крепенький … (телёнок),
А к свинье свой пятачок
Тянет … (поросёнок).
Сын лошадки бьёт копытцем –
Это … (жеребёнок),
Появился у ослицы
Серенький … (ослёнок).
К маме-кошке сели ближе
Два … (котёнка,) лапки лижут.
У собаки – сын … (щенок),
И зовут его Дружок…
У козы – … (козлёночек),
У овцы – … (ягнёночек).
Всем на свете малышам,
Даже птичкам и зверям,
Мама добрая нужна,
С ней беда им не страшна!
— Замечательно! Спасибо дети! Стихотворение
читать мне помогали, правильно детёнышей домашних животных назвали.
Небылицы
“Чтение таких стихов способствует развитию свободы
мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш
услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то
невероятное”.
Юрий Черных
«Жили-были».
Задачи.
Поддерживать интерес детей к
художественному жанру «Небылицы». Познакомить детей с небылицей Юрия Черных
«Жили-были». Поощрять желание детей вслушиваться в слова поэтического текста и
обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учётом
содержания текста. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, критичность
мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом.
Чтение.
— Дети, вы знаете, что такое
небылицы? (предположения детей).
— Небылицы – это смешной рассказ или стихотворение. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно
небылицу Юрия Чернова «Жили-были».
Жили-были дед да
баба
С маленькою
внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё – два
козла:
Сивка да Бурка!
— Дети, внимание
ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
— Дети, как вы думаете, правильно ли подобрали дед и бабка клички животным?
— Как вы считаете, что неправильно?
Дети
называют несоответствия.
При
необходимости педагог читает стихотворение ещё раз.
— Дети, подберём клички животных правильно.
Кошку рыжую назовём мы… (Мурка).
— А ещё у них была курица … (Хохлатка).
— Дети, жеребёнка назовём… (Сивка или Бурка).
— А ещё у них была собачонка … (Жучка).
— Дети, а корову как назовём? (Бурёнка).
— Здóрово! Молодцы, дети! Клички правильно
подобрали, всех животных мы назвали.
Песенки и потешки
Русская народная потешка
«Коровушка»
Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Коровушка». Поддерживать интерес
детей к народному фольклору о домашних животных. Вызвать желание запомнить
русскую народную потешку. Развивать
память, общую моторику, координацию речи
с движениями.
Чтение.
— Дети, корова – это кто? (ответы детей).
— Корова – это домашнее животное.
Хозяюшки её ласково коровушкой зовут. Коровушка – кормилица и поилица.
Дети, чем корова нас кормит и поит? (ответы детей).
Педагог дополняет ответы детей.
— Дети с игрушкой корова играли, потешку корове
напевали. Русская народная потешка «Коровушка».
Уж как я мою
коровушку люблю.
Уж как я-то ей
крапивушки нажну.
Кушай вволюшку,
коровушка моя,
Ешь ты досыта,
Бурёнушка моя.
Уж как я мою
коровушку люблю.
Сытно пойло я
коровушке налью.
Чтоб сыта была
коровушка моя,
Что бы сливочек бурёнушка дала.
— Дети, вам понравилась русская народная
потешка «Коровушка»? (ответы детей).
— Дети, на луг приглашаю, весёлые упражнения
выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Коровушка».
Раз,
два, три, четыре, пять,
Я зову
вас поиграть.
— Дети,
движения,
пожалуйста, за мной повторяйте,
русскую народную потешку запоминайте.
Педагог выразительно читает текст и
показывает движения,
дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж как я мою коровушку люблю. |
Ладони
прижимаем к груди. |
Уж как я-то ей крапивушки нажну. |
Наклон
вперёд, руки вниз. |
Кушай вволюшку, коровушка моя, |
Встаём прямо, руки вперёд. |
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя. |
Руки в
стороны. |
Уж как я мою коровушку люблю. |
Ладони
прижимаем к груди. |
Сытно пойло я коровушке налью. |
Наклон
вперёд, руки вниз. |
Чтоб сыта была коровушка моя, |
Встаём прямо, руки вперёд. |
Что бы сливочек бурёнушка дала. |
Руки в
стороны. |
По желанию детей упражнения
повторяются.
Русские народные потешки
«Когда солнышко взойдёт», «Пастушок».
Задачи. Познакомить детей с русскими народными потешками «Когда солнышко взойдёт»,
«Пастушок». Расширять знания детей о профессии – пастух. Поддерживать интерес
детей к народному фольклору. Вызвать желание запомнить русскую народную
потешку. Развивать память, общую моторику, координацию речи с
движениями.
Чтение.
— Дети, как вы думаете, кто летом с коровами на
лугу гуляет, от хищников коров защищает? (ответы детей).
— Пастухи коров на лугу пасут.
Пастухов уважали, потешки о них сочиняли Дети, послушайте, внимательно русскую
народную потешку «Когда солнышко взойдёт…»
Когда солнышко взойдёт,
Роса на землю падёт,
Пастух выйдет на лужок.
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет.
Выговаривает:
«Вы гоните-ка скотину
На широкую долину,
На большую луговину».
Гонят, гонят молодицы.
Гонят красные девицы,
Гонят стары-старики.
— Дети, когда пастух выходит на работу? (ответы детей).
Когда солнышко взойдёт,
Роса на землю падёт,
Пастух выйдет на лужок.
Заиграет во рожок.
— Рано утром встаёт пастух, выходит на околицу
деревни и встречает коров. Из каждого двора выпускают коров пастись. Дети, кто
выпускает, гонит коров пастись? (ответы детей).
Гонят, гонят молодицы.
Гонят красные девицы,
Гонят стары-старики.
— Часто пастухам помогали мальчики – пастушки.
Пастушки созывали коров на прогулку, играя на рожке – музыкальном
инструменте. Русская народная потешка «Пастушок».
Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"
А коровки в лад
ему
Затянули:
"Му-му-му!"
—Ты, Бурёнушка,
ступай,
В чисто поле
погуляй,
А вернёшься
вечерком,
Нас напоишь молочком.
— Дети, как вы думаете, почему летом коров
пасли на лугах? (ответы детей).
— Коровы зелёную траву жевали, в сладкое молоко
траву превращали. Хозяйки коров на луг провожали, да наказывали.
—Ты, Бурёнушка,
ступай,
В чисто поле
погуляй,
А вернёшься
вечерком,
Нас напоишь молочком.
— Дети, вам понравилась русские народные
потешки? (ответы детей).
— Дети, на луг приглашаю, весёлые упражнения
выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Пастушок».
Раз,
два, три, четыре, пять,
Я зову
вас поиграть.
— Дети,
движения,
пожалуйста, за мной повторяйте,
русскую народную потешку запоминайте.
Педагог выразительно читает текст и
показывает движения,
дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раным-рано поутру Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!" |
Плавные
движения рук верх и в стороны. Имитация
игры на дудочке |
А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му!" |
Имитация
рожек, покачивание головой |
Ты, Бурёнушка, ступай, В чисто поле погуляй, |
Правая рука
вверх, поклон. Руки вперёд,
плавно в стороны. |
А вернёшься вечерком, Нас напоишь молочком. |
Руки вверх,
соединить пальцы рук. Ладони
соединить в «чашечку», Имитация
«пьём молоко». |
По желанию детей упражнения
повторяются.
Русская народная потешка
«Конь»
Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Конь». Поддерживать интерес
детей к народному фольклору о домашних животных. Вызвать желание запомнить
русскую народную потешку. Развивать
память, общую моторику, координацию речи
с движениями.
Чтение.
— Дети, конь – это кто? (ответы детей).
— Конь – домашнее животное. Конь мужчине-хозяину помогает, работу разную выполняет. О добрых и верных
помощниках, о лошадях да конях, люди сказки сказывали да песни слагали. Русская
народная потешка «Конь».
Ходит конь по
бережку
Вороной по
зелёному.
Он головушкой
помахивает,
Чёрной гривушкой
потряхивает,
Золотой уздой
побрякивает.
Все колечушки-то
–
бряк, бряк, бряк!
Золотые они –
звяк, звяк, звяк!
— Дети, вам понравилась русская народная
потешка «Конь»? (ответы детей).
— Дети, на луг приглашаю, весёлые упражнения
выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Конь»
Раз,
два, три, четыре, пять,
Я зову
вас поиграть.
— Дети,
движения,
пожалуйста, за мной повторяйте,
русскую народную потешку запоминайте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения,
дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ходит конь по бережку Вороной по зелёному. |
Руки на
пояс. Ходьба на
месте, с высоким подниманием колена. |
Он головушкой помахивает, Чёрной гривушкой потряхивает, |
Наклоны
головы вперёд. Повороты
головы вправо-влево. |
Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк! Золотые они – звяк, звяк, звяк! |
Руки в
стороны, Руки вперёд. Три хлопка. Руки в
стороны, затем вперёд. Три хлопка. |
По желанию детей упражнения
повторяются.
Методическая
литература:
Волкова
Н.А. Энциклопедия для воспитателей
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.01.2025
Дата обновления: 12.02.2025
Дата публикации: 15.01.2025