Если ребенок обманывает. Консультация для родителей
13.01.2025
Если
задуматься, зачем в принципе люди врут, то можно выделить три основных мотива:
избегание чего-то неприятного, получение чего-то желаемого и стремление
казаться лучше, успешнее, чем мы есть на самом деле. По сути, это всё об одном:
каждому страстно хочется нравиться людям и быть любимыми. Представьте, как
бездонна эта потребность у детей, ведь никакие внутренние опоры у них пока не
сформированы, а мир и жизнь совершенно не понятны.
Причины детской лжи:
Дети лгут по разным причинам, в
зависимости от ситуации и их мотивов.
1.Чтобы избежать наказания за
плохое поведение или проступок.
2.Чтобы изучить реакцию
родителей на обман.
3.Дети немного преувеличивают,
желая произвести впечатление на других.
4.Чтобы привлечь к себе
внимание. В этом случае дети лгут, даже когда они уверены, что слушатель знает
правду.
5.В целях манипуляции.
Например, ребенок может сказать своей бабушке: "А мама разрешает мне есть
конфетки перед обедом!».
6. Дети до 4 лет могут
фантазировать во время игры. Такое поведение не считается ложью и полезно для
развития.
7. Чрезмерный контроль: родители пристально следят за
детьми и всегда желают знать, что те делают.
8. Дети говорят неправду, потому что хотят добиться
некоторой личной свободы.
Когда дети начинают лгать?
Дети могут научиться врать с раннего
возраста, как правило, с двух с половиной – трех лет. Первый обман начинается с
желания скрыть от родителей плохой поступок, чтобы избежать порицания взрослых.
С 4-6 лет дети начинают обманывать все чаще и их ложь распознать все сложнее.
Они могут быть хорошими актерами и вовлекать в свой обман других
участников.
Когда
дети достигают школьного возраста, они говорят неправду еще более убедительно.
Словарный запас растет и детям легче понять, как думают другие люди, поэтому
ложь становится все более изощренной. К восьми годам дети обманывают так, что
взрослые не всегда могут разоблачить их.
«Мой ребенок обманывает, что делать?»
– этим вопросом задаются многие родители.
1. Будьте позитивны. Попробуйте
на собственном примере подчеркнуть важность честности в вашей семье. Например,
папа может сказать: «Мы с тобой разбили мамину любимую тарелку, но мы не станем
ее обманывать. Давай с тобой честно ей во всем признаемся. Она нас обязательно
простит, а чтобы она не сильно расстраивалась, мы завтра купим ей новую
красивую тарелочку».
2. Не наказывайте ребенка за
обман и чаще хвалите за честность. Вы можете рассказать ребенку о том, как вы
цените, когда говорят правду, и не любите, когда ребенок вам врет, о том, как
важно всегда быть честным, чтобы не потерять доверие и уважение людей.
Например, попробуйте сказать: "Когда ты меня обманываешь, мне грустно, я
разочарована». Вы также можете попробовать почитать сказки или истории, которые
подчеркивают важность честности.
3. Помогайте своему ребенку
избегать попадания в ситуации, когда он чувствует, что лучше обмануть, чем
сказать правду. Например, вы видите, что ваш ребенок пролил суп. Вы могли бы
сказать ему: «Зачем ты это сделал? Нельзя быть аккуратнее, растяпа?» Такие
слова вынуждают ребенка чувствовать себя неловко и оправдываться. В следующий
раз после того, как он что-то прольет, он в этом не признается и начнет обманывать.
Чтобы избежать такой ситуации, вы могли бы просто сказать: "Я вижу, что ты
это сделал нечаянно. Давай все вместе отмоем. В следующий раз будь более
внимательным и не отвлекайся во время еды, хорошо?».
4. Преувеличенные и придуманные
истории, хвастовство могут быть способом получения восхищения или уважения со
стороны окружающих. Если ребенок постоянно хвастается, то попробуйте его чаще
хвалить, проводить с ним больше времени. Второй причиной хвастовства может
стать чувство неполноценности у ребенка. Например, у некоторых детей в детском
саду есть машина на радиоуправлении, а у него нет. Ребенок начинает придумывать
ситуацию, что машинка у него была. Она была гораздо лучше, умела летать,
плавать по воде, но ее украли хулиганы. В этом случае доверительно поговорите с
ним, выясните причину такого поведения и постарайтесь вместе решить его проблему.
А самое главное - говорите ему (ей) чаще, насколько он (а) ценен просто так,
без каких-то замечательных игрушек, платьев или телефона.
5. Старайтесь не говорить
ребенку, что он «лжец», «врун», «обманщик». Такие слова могут негативно
повлиять на его самооценку, или привести к еще большей лжи. То есть, если ваш
ребенок считает, что он лжец, он, возможно, будет продолжать обманывать.
Говорите о действии, поступках, поведении, не переводя на личность ребенка.
Попробуйте иногда шутить или преувеличивать на ложное заявление малыша.
Например, маленький ребенок может объяснить поломку игрушки следующим образом: «Динозаврик
пришел и сломал ее, а я ни при чем». Вы могли бы сказать что-нибудь глупое,
например: «Почему ты не пригласил его к нам попить чаю? Давай сейчас позовем
его в гости». Можно продолжать, пока ребенок не «признается», что никакого
динозавра не было. Таким образом, вы раскроете ложь и преподадите урок без
необходимости дисциплинарных мер или конфликтов.
6. Подумайте, может быть в жизни ребенка слишком много
запретов, упреков или обидных характеристик его не совсем удачных действий, и для того, чтобы удовлетворять свою природную
любознательность, активность, ребенок вынужден говорить неправду.
7. Создавайте отношения, построенные на доверии. Не
обманывайте сами ни ребенка, ни кого бы то ни было в его присутствии. Такие
отношения зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и, если
родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, доброжелательность,
поддержку и безусловную любовь, то ребенку незачем будет врать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2025
Дата обновления: 13.01.2025
Дата публикации: 13.01.2025