Лексическая тема «Транспорт. Профессии на транспорте». Рекомендации по изучению в подготовительной группе
11.01.2025
Уважаемые
родители!
Предлагаю вам дидактические материалы для закрепления знаний детей по теме
«Транспорт. Профессии на транспорте» и продолжения работы по развитию речи.
Наши совместные усилия будут способствовать
расширению словарного запаса, формированию правильной грамматической структуры
речи.

Активизация и расширение словаря
Существительные:
профессия, шофер, водитель, машинист, лётчик, капитан, кондуктор, тракторист,
комбайнёр, пожарный, космонавт, матрос, ангар,
депо, док, кондуктор, диспетчер, машинист, конструктор, механик, автослесарь.
Глаголы:
управлять, водить, рулить, сигналить, тормозить, перевозить, продавать,
взлетать, заправлять, ремонтировать.
Прилагательные:
нужный, трудный, специальный, умелый.
1.Используйте
игры и упражнения, вместе с ребенком посмотрите познавательные видео,
побеседуйте по содержанию видео. Развивайте у ребенка умение отвечать на вопрос
полным предложением, стимулируйте желание участвовать в беседе.
Лексическая тема "Транспорт": лексика,
грамматика, словарь, связная речь
Воздушный транспорт и летательные аппараты
Специальный транспорт - сельскохозяйственная техника
Игры и упражнения по развитию речи на тему
"Транспорт"
2.Предложите ребенку назвать наземный, подземный, водный, воздушный,
военный, пассажирский, грузовой транспорт. Назовите несколько механизмов
каждого вида. Например: автомобиль, электричка,
поезд, мотоцикл – наземные виды транспорта. Военный - … Пассажирский - …

3. Рассмотрите изображения и
опишите, какие из видов транспорта имеют определенную узнаваемую окраску? (скорая помощь, пожарная машина и т.д.) Объясните, для чего
используется тот или иной вид специального транспорта.

4.Рассмотрите подробно изображения или модельки автомобилей и
предложите назвать части разных видов транспорта: фары,
бампер, крылья, шасси, иллюминаторы, каюта, нос, палуба.
5.Назовите профессии людей работающих на транспорте.
Объясните, что входит в обязанности пилота,
капитана, машиниста, кондуктора, стюардессы, проводника. Кто
регулирует движение самолетов, поездов (диспетчер).

6. Игра «Назови ласково»
Пароход – пароходик Самолёт - …
Машина - … Колесо - … Вагон - …
Вертолёт - … Лодка – … Велосипед – … Корабль – …
Грузовик – …
7. Игра «Подружи слова» - создай предложение
Машина, по, ехать,
улица.
Управлять, самолет,
пилот.
По, корабль, плыть,
море.
Небо, летать, по,
вертолет.
Груз, камаз,
перевозить.
Пассажиры, перевозить,
автобус.

8. Игра «Подбери
признак» Транспорт и его части сделаны из разных материалов,
давайте определим материал, из которого сделан транспорт и его части.
Кузов из железа (какой?) – железный Дверца из металла –
Колесо из резины - Руль из
пластмассы –
Сиденье, обшитое кожей
– Фары из стекла –
9. Игра «Словообразование». Сложные слова образованы из двух слов. Например,
слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить.
Вариант А. Из предложенных 2 слов образуйте сложные слова -
названия транспорта.
Мусор и возить? Бетон и мешать? Бензин и возить?
Сам и сваливать? Молоко и возить? Лес и возить?
Вариант Б.
Образуйте сложные слова
Возит большие грузы –
большегрузый; С двумя колесами – …
С тремя колесами – … Перевозит много тонн – … Сам летает – …
Возит мусор – … Возит воду - … Возит с помощью пара - …
Возит с помощью электричества - …

10. Игра «Какой бывает?» - подберите прилагательные для описания автомобиля,
самолета, поезда.
Самолет – реактивный,
серебристый, сверхзвуковой, пассажирский, стремительный.
Автомобиль –
Поезд –
Корабль -
11. Игра «Один – много»
Взрослый называет профессию и бросает ребенку мяч. Ребенок возвращает мяч и
образует вслух слово во множественном числе. Например: шофер — шоферы
летчик — …; капитан — …; водитель — …; машинист — ...
12. Игра «1,2,5» -
образовать слова по образцу: один автобус, два автобуса, пять автобусов
Пилот - …; автокран - …; поезд - …;
корабль - …; автобус - …;
Самолет -
…;…подводная лодка - …; космический
крабль - …

13. Игра «Кто управляет?» Ребенок должен
назвать, кто управляет транспортом, который называет взрослый.
Например: Трамвай —
водитель
Теплоход —
капитан; самосвал — шофер;
поезд —
машинист; самолет — летчик.

14. Игра «Четвертый лишний»


15.Загадки - развитие речевого
слуха, памяти, мышления.
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолет)
Братцы в гости
снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь
далек,
Лишь оставили дымок (поезд).
Есть и водный, и
воздушный,
Тот, что движется по
суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи
скорей! (транспорт)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (автомобиль).
Грузы я возить привык
Я тяжелый … (грузовик)
Под землей железная
дорога,
Но светло на станциях
как днем.
Здесь, как наверху,
полно народа,
Красота, как в городе
большом (метро).
Он в любую непогоду
И
в любое время года
Крутит
руль и жмет педали,
Чтобы
вы не опоздали.
На
работу, в детский сад
Подвести
всегда вас рад. (Шофер)

15. Расскажите о
правилах дорожного движения. Напомните,
почему их нужно соблюдать? Кто следит за
их исполнением?
16.
Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2025
Дата обновления: 13.04.2025
Дата публикации: 11.01.2025