15.12.2024
Рекомендации родителям по
лексической теме:
«Посуда. Продукты».
Родителям
рекомендуется: Напомнить ребёнку, что ПОСУДА – это
хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и
хранения продуктов.
Рассмотрите
посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин « Посуда»;
Обогащайте
и активизируйте словарь ребенка за счет
слов – названий предметов- поднос, половник, солонка, маслёнка,
хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник,
сервиз; железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь;
слов
признаков - чайная, столовая,
глубока, мелкая, большая, маленькая,
острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий,
граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;
слов
действий -
накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать,
чистить, разбить, купить, продать.
Лексический
словарь:
предметы:
посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка, чашка, блюдце, тарелка,
кастрюля, сковорода, ложка, вилка, стакан, сахарница, хлебница, масленка,
солонка, сервиз; повар кондитер; кухня, столовая; раковина.
Признаки:
столовая, чайная, кофейная, кухонная посуда; стеклянный, глиняный, деревянный,
пластмассовая, металлическая, фарфоровая, хрустальная, красивая, чистая,
глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная.
Действия:
готовить, кушать, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть,
разбивать, чистить, расставлять, сервировать, кипятить, покупать, беречь.
Побеседуйте
с ребенком о том, что такое продукты (Продукты — это то, что человек
употребляет в пищу). Расскажите ребенку, что людям разных профессий нужно много
потрудиться, прежде чем продукты питания попадут на стол.
Объясните
ребенку, что существуют разные виды продуктов в зависимости от того, из чего
они приготовлены: рыбные, мясные, молочные, растительные и др., и что продукты
имеют разное происхождение: что-то растет в земле, что-то добывают из моря и т.
д.
В качестве экскурсии сходите с ребенком в продуктовый
магазин.
Побеседуйте
о назначении посуды. Прочитайте ребёнку
стихотворение
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке или грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду нам различная посуда:
На нее еду кладут, из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!
Обратите
внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
Дидактическая
игра с мячом « Какой? Какая? Какие?»:
ложки (какие?)
– серебряные
тарелки ( какие?) – фарфоровые
кастрюля ( какая?) – эмалированная ваза ( какая? ) – хрустальная
нож ( какой?) – металлический поднос ( какой?) –
пластмассовый
кувшин ( какой?) – стеклянный блюдо ( какое?) –
фаянсовое
Дидактическая
игра «Подберите слова действия к предметам»
Чайник (что делает? что с ним делают?) – стоит, наливают, выливают, доливают, моют,
сушат, чистят, вытирают
Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают,
рассыпают …
Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …
Дидактическая
игра «Назови ласково»
( уменьшительно –ласкательное существительное)
чашка – чашечка тарелка – тарелочка
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлечка
ковш – ковшичек сковорода – сковородочка
булка – булочка,
хлеб -,
яблоко - …,
пирог -,
торт -,
сосиска -,
масло -,
сметана -,
сухарь - ….,
перец -,
каша -,
суп -.
Дидактическая
игра «Что с чем?»
(усвоение творительного
падежа с предлогом)
чайник … ( с носиком ) кастрюля … ( с крышкой)
тёрка … ( с дырками ) тарелка … ( с донышком)
сковорода …( с ручкой)
Дидактическая
игра «Из чего?»
(усвоение
родительного падежа существительного с предлогом)
суп наливаю из … ( кастрюли)
мясо беру из … ( сковороды)
чай наливаю из …
( чашки)
рис ем из … ( тарелки
воду наливаю из … ( ведра)
Дидактическая
игра «Чего не бывает?»
Не бывает чайника без … (носика)
Не бывает тёрки без … (дырочек)
Не бывает кастрюли без … (крышки
Не бывает ножа без … (лезвия)
Дидактическая
игра «Где живут продукты?»
сахар живет в … ( сахарнице)
соль живет в … ( солонке)
сухари живут в … ( сухарнице)
масло живет в … ( масленке)
чай живет в … ( чайнике)
кофе живет в … ( кофейнике)
селёдка живет в … ( селёдочнице)
салат живет в … ( салатнице)
Дидактическая
игра «Сделай и расскажи»
(ребёнок
выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):
Поставь чашку на блюдце. ( Я поставил чашку на блюдце )
Возьми чашку с блюдца ( Я взял
чашку с блюдца )
Поставь чашку возле блюдца. ( Я поставил чашку возле блюдца )
Поставь чашку справа от блюдца ( Я поставил чашку справа от блюдца)
Дидактическая
игра «Посчитай посуду»
Один ( одна)
нож вилка чашка поднос
кастрюля
Два ( две
) ножа … … … …
Пять ножей … … … …
Дидактическая
игра «Четвёртый лишний»
Кастрюля, хлебница, сковорода, миска ( в хлебнице не
готовят пищу)
Чашка, стакан, кружка, вилка ( вилка не предназначена для питья)
Ложка, вилка, нож, кастрюля ( кастрюля к столовым
приборам не относится)
чайник, ведро, самовар, чашка ( ведро к чайной посуде не относится )
Торт, пирожное, котлета, печенье;
Молоко, творог, конфета, кефир;
Рис, пшено, сахар, гречка.
Хлеб, батон, баранка, рыба.
Дидактическая
игра «Откуда берутся продукты питания?»
Молоко, мука, хлеб, лук, яблоко, яйцо, огурец, масло.
( слова помощники: курица, корова, дерево, грядка, колосья пшеницы, ржи,
грядка)
Дидактическая
игра «Подбери признаки»
(назови какой? какая)
Суп – горячий, ароматный, вкусный….
Хлеб, колбаса, сахар, кефир, лимон.
Дидактическая
игра «Подбери действия»
(что
делает)
Каша – варится, греется, пахнет, остывает;
яйцо, пирог, рыба.
Дидактическая
игра «Образование относительных прилагательных»
джем из яблок
(какой) – яблочный,
компот из малины -,
пюре из картофеля -,
суп из молока -,
котлета из рыбы -,
тефтели из мяса -,
каша из риса -,
из гречки, из манки, из пшена.
Дидактическая
игра «Один – много»
(множественное число существительных)
чайник – чайники
ложка — …
сковорода — …
стакан — …
блюдце – …
сервиз — …
Дидактическая
игра «Есть – нет»
(родительный падеж)
чайник –нет чайника
ложка — …
сковорода — …
стакан — …
блюдце –.
сервиз — …
донышко -…
кухня – …
посуда — …
Предложите
ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в
ней:
У нашего Вовки
на блюдце морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки
смородина в чашке.
Ну а у Валерки грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай и посуду называй.
«Посуда»
(координация
речи с движением)
Вот большой стеклянный чайник ребёнок надувает «живот», одна рука
Очень важный, как начальник
на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, приседает, одна
рука на поясе;
Очень хрупкие
бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя
руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки- потягиваются, руки
вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке. головой
Вот пластмассовый поднос- развести руки в стороны
Он посуду нам принёс
Составьте
с ребёнком рассказ.
(описание о предмете посуды по плану)
название
предмета посуды; из каких деталей она состоит?
из чего изготовлена? для чего эта посуда
предназначена?
какие бывают виды этой посуды?
Поупражняйте
ребенка в отгадывании загадок:
Он из стали и прекрасно У нее зубцы
стальные
Режет овощи и мясо. Длинные и острые
Только лезвие не трожь. Ею подцеплять куски
Ну, конечно, это …
( нож ) Очень даже просто нам. (вилка)
Он – пузатый
великан,
На кухне ей всегда почет,
У него не нос, а кран. Она и жарит и печет,
От него исходит жар. Не
приготовить нам еды
Что же это…. (
самовар) Без кухонной
…. (сковороды)
На кухоньке нашей Для нас она необходима,
Мы варим в ней кашу, Ведь пищу из нее едим мы.
Картошку, бульоны, Глубокая и мелкая
Супы, макароны.
( кастрюля) Зовут ее ….
( тарелкою)
Лишь для хлеба создана, Ее за ручку мы
берем,
Бережет его она. (хлебница)
Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)
Выучите
с ребенком стихотворение
Дайте повару продукты :
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель.
И тогда ждёт вас вкусная еда.
Выучите
с ребёнком стихотворение:
Жила – была посуда:
Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и
ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой
И с человеком дружила,
Её она вкусно кормила.
Прочитайте
ребёнку Н. Носов «Мишкина каша». К.Чуковского «Федорино
горе». Выясните, какие названия посуды
запомнил ребёнок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2024
Дата обновления: 15.12.2024
Дата публикации: 15.12.2024