16.12.2024
Уважаемые
родители! Предлагаю вам дидактические материалы для домашних занятий с детьми
по теме «Посуда. Продукты».
Тема «Посуда»
Существительные: посуда, чайник, носик, ручка,
донышко, крышка, чашка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковорода, ложка, вилка,
стакан, сахарница, хлебница, масленка, солонка, сервиз; повар, кондитер; кухня,
столовая; раковина.
Прилагательные: столовая, чайная, кофейная,
кухонная; стеклянный, глиняный, деревянный, пластмассовая, металлическая,
фарфоровая, хрустальная, красивая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся,
повседневная, праздничная.
Глаголы: готовить, кушать, заваривать,
наливать, пить, есть, варить, жарить, тушить, мыть, разбивать, чистить,
расставлять, сервировать, кипятить, покупать, беречь.
1. Посмотрите с ребенком развивающие видео по
теме «Посуда», обсудите содержание:
https://www.youtube.com/watch?v=Skf8bElSRoY&t=11s
https://www.youtube.com/watch?v=JZ0kjCRGsjI&t=76s
https://www.youtube.com/watch?v=LvLHz3YVg_4
2.Пригласите ребенка на кухню, попросите назвать все предметы
посуды: чашка, блюдце, блюдо, салатник, сахарница, кружка, стакан, вилка,
ложка, нож, сковорода, кастрюля, чайник, кофейник и т.д.
Назовите части посуды: носик, крышка, ручка, дно,
стенки, горлышко, зубчики, лезвие и т.д.
3.
Попросите ребенка объяснить, чем
похожи и чем
отличаются чашка, кружка и стакан; тарелка, блюдце, блюдо; чайник и
кофейник.
4. Попросите ребенка рассказать о назначении
посуды: в
кастрюле варят суп, компот; на сковороде жарят котлеты, мясо, рыбу; ножом
режут; из чашки пьют чай и т.д.
5. Назовите
материалы, из которых сделана посуда: металл, глина, фарфор, стекло. Объясните,
почему чашку делают из фарфора, а кастрюлю из металла.
6. Игра «Назови правильно – какая?»
Посуда
из фарфора – фарфоровая, из стекла - …, из дерева - …, из металла
- …, из чугуна - …, из стали - …, из алюминия - …, из пластмассы - …, из глины
- …, из фаянса - …., из дерева - …,
7. Игра «1, 2, 5» - посчитать предметы посуды по образцу: одна ложка, две ложки, пять ложек.
1 тарелка, 2 - …, 5 - …
1 нож, 2 - …, 5 - …
1 кастрюля, 2 - …, 5 - …
1 ложка, 2 - …, 5 - …
1 сковородка, 2 - …, 5 - … и т.д.
8. Игра «Скажи ласково»
Тарелка
– тарелочка, вилка – …, чашка – … и т.д.
9. Игра «Один-два-много»
Одна
тарелка, две тарелки, много тарелок.
Один
чайник, два чайника, много чайников.
Одна
кастрюля, две кастрюли, много кастрюль.
Один
бокал, два бокала, много бокалов.
Один
графин, два графина, много графинов.
Один
стакан, два стакана, много стаканов.
10. Игра «Четвёртый лишний»
Стакан,
сок, тарелка, чайник.
Ложка,
вилка, чашка, нож.
Кастрюля,
сковородка, мясо, графин.
Чайник,
кастрюля, чайная пара, сахарница.
11. Посмотрите с ребенком мультфильм «Федорино
горе»
по сказке К.Чуковского и обсудите содержание:
—
Что случилось с Федорой?
—
Почему от нее убежала посуда?
—
Как надо ухаживать за тарелками, вилками, ложками?
https://www.youtube.com/watch?v=87PXOaodK3c
12. Игра «Для чего
нужен предмет?» -
употребление в речи предлога для.
Взрослый с ребенком выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник,
мясорубка, соковыжималка, овощерезка, хлеборезка, солонка, супница, чайник,
кофейник, сухарница, сахарница, салатница, селедочница , перечница.
13. Составьте описание одного из предметов
посуды по плану:
Что это? Из чего сделан? Какие у него части? Для
чего используется?
14. Предложите ребенку задания по теме «Посуда», побеседуйте
по содержанию заданий.
Тема «Продукты»
Активизация словаря
Существительные: молоко, масло, сыр, йогурт, кефир,
сметана, сливки, творог, мясо, колбаса, котлета, ветчина, сосиска, сарделька,
хлеб, булка, пирог, пирожное, макароны, блины, суп, салат, винегрет, пюре, гарнир,
соус, чай, кофе, какао, сок; пища, повар, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин.
Прилагательные: молочный, мясной, сливочный,
растительный, подсолнечный, оливковый, сладкий, соленый, кислый, жирный,
вкусный, теплый, холодный, горячий.
Глаголы: накрывать, готовить, жарить, мыть,
варить, тушить, кипятить, резать, взбивать, мазать, печь, угощать, печь, пробовать, наливать, варить.
1. Проведите с ребенком беседу:
-
проясните, какие продукты знает ребенок;
- расскажите о том, для чего нужны продукты питания, их
названия;
- из чего они сделаны;
- что из них можно приготовить;
- где их хранят: молочные, мясные, рыбные, овощные,
хлебобулочные, фруктовые;
- где их продают?
2. Расскажите о продуктах, покажите иллюстрации. Мясные - мясо, (говядина, баранина, свинина, птица) сало, колбаса, сосиски. Молочные – молоко, сливки, кефир, сливочное масло, сыр, сметана, творог, простокваша, йогурт, ряженка. Какое бывает молоко? (коровье, козье, овечье…) Хлебобулочные – хлеб, булки, батон, багет, лепешка, баранки, сухари. Кондитерские изделия – шоколад, конфеты, печенье, торты, пирожные, пастила, зефир, вафли. Бакалейные продукты – макаронные изделия, сахар, мука, подсолнечное масло, крупы, консервированные продукты (все виды).
3. Объясните, какие продукты являются полезными, а какие могут
быть вредны для здоровья и почему?
4. Спросите ребенка, какое блюдо он любит? Как оно называется, из
каких оно продуктов?
5. Уточните, знает ли ребенок, из каких продуктов готовят
пирожки, котлеты, суп?
6. Попросите ребенка подобрать слова-действия: пирожки
– пекут, суп - …, котлеты - …, салат - …
7. Перечислите все действия, которые выполняет повар: режет,
трет, чистит, моет, взбивает…
8. Игра «Умелый повар» - подбор глаголов к существительным.
Повар блюдо по рецепту ... (готовит). Сыр ножом тонкими ломтиками ... (нарезают).
Морковь на
терке ... (трут).
Мясо из
перечницы перцем ... (перчат).
Из солонки
соль в салат ... (насыпают).
Овощи в салате
солью ... (солят).
Фрукты во фруктовом салате ... (смешивают). Готовое блюдо из мяса соусом ... (поливают).
В мясной
бульон порезанные овощи ... (закладывают, кладут).
Помидоры для
салата ножом ... (нарезают, режут).
В дуршлаге
фрукты под водой ... (моют), макароны ... (промывают).
В кастрюле щи
... (варят).
На сковороде
картофель ... (жарят).
В духовке
пироги... (пекут).
На разделочной
доске мясо ... (разделывают, разрезают, делят на кусочки). На
плите чайник ... (греется, кипит, стоит).
В заварочном
чайнике чай ... (заваривают).
Готовое блюдо выкладывают на тарелку и ... (украшают,
подают на стол).
Посуду после приготовления пищи ... (моют, чистят,
сушат).
Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами
... (оттирают).
9. Игра «Скажи наоборот» - упражнение в подборе слов-антонимов.
Чай горячий – мороженое … (холодное); сахар сладкий – перец …
(горький); молоко жидкое – сметана …(густая); булочки мягкие – сухарики…(твердые);
хлеб свежий - хлеб … (черствый).
10. Игра «Из чего –
какой?» -
образование относительных прилагательных. Фарш из мяса – мясной фарш, бульон из
курицы - …, сироп из сахара - …, печенье из творога - …, суп из овощей - …, суп
из грибов - …,котлеты из рыбы - …, каша из гречки - …, пюре из картофеля - …,
каша из пшена - …, пирог из капусты - … и т.д.
11. Игра «Найди ошибку» - развитие слухового внимания.
Я пеку чай и кипячу блины.
Я ем сок и пью суп.
Я жарю крем и взбиваю картошку.
Я варю котлеты и жарю суп.
Я пью торт и ем компот.
12.
Игра «Назови ласково»
Суп — супчик, масло —
маслице, блин — блинок, блинчик,
печенье — печеньице, котлета
— котлетка,
лапша — лапшичка, творог —
творожок,
баранки — бараночки, хлеб —
хлебушек, торт — тортик,
варенье — вареньице, каша —
кашка, икра — икринка.
13. Игра «Сосчитай до
пяти» по
образцу: Одна котлета, две котлеты, пять
котлет
Один пирог… Одна сосиска … Один
торт… Один суп…
Один стакан молока… Один
кусок мяса…
14. Игра «Один — много»
Суп — много супа
(супов); щи — много щей ; котлета — …; молоко — …;
пирог — …; холодец — …; сосиска — …; сок — …
15. Игра «Назови
блюда правильно»
салат из овощей (какой? ) –
овощной; каша из гречневой крупы – …
каша из рисовой крупы – …; запеканка из творога – …;
котлета из мяса – …; котлета из рыбы – …;
суп из вермишели - …;
суп из картофеля - …; суп из овощей - …; суп из риса – …
16. Игра «Назови по
образцу»
Жарить картофель — значит, он
какой? — жареный;
варить свеклу — значит, она
какая? — вареная;
парить репу — ... (пареная);
морозить клюкву — ... (мороженая);
мариновать помидоры —
... (маринованные);
консервировать огурцы —
... (консервированные);
солить капусту — ... (соленая).
17.
Игра «Четвертый лишний»
- молоко, йогурт, колбаса,
сметана;
- хлеб, сушки, мороженое, батон;
- огурцы, капуста, баклажан, макароны;
- торт, помидор, пряники, печенье;
- кефир, киви, банан, мандарин;
- колбаса, котлеты, сосиски, вафли.
18. Загадки
Ну а в этом
магазине
Крендель,
булки на витрине,
С отрубями
хлеб лечебный.
Магазин
зовется... (хлебный).
В магазин
везут продукты,
Но не овощи,
не фрукты.
Сыр, сметану и
творог,
Глазированный
сырок.
Привезли
издалека
Три бидона
молока.
Очень любят
дети наши
Йогурты и
простоквашу.
Это им полезно
очень,
Магазин же
наш... (молочный).
У метро —
стеклянный дом.
Покупаем в
доме том
Помидоры и
капусту,
Лук и перец
очень вкусный.
(Овощной магазин)
19. Прочитайте ребенку стихотворение, побеседуйте
по содержанию
Сладкоежка
Мама Даше на
обед
Приготовила
конфет.
Очень
удивилась Даша:
— Где же суп,
котлеты, каша?!
Где же хлеб и
где компот
Или просто
бутерброд?!
Мама Даше
объяснила:
— Ты вчера
весь день просила,
Даже плакала,
кричала,
Что тебя мы
любим мало,
Вдоволь не
даем конфет,
Что не нужен и
обед.
Вот кулек тебе
на завтрак,
А второй к
обеду съешь.
И на ужин все
конфеты
Шоколадками заешь.
— Здорово! — сказала Даша, —
Не нужна мне
больше каша
И не нужен мне
обед.
Хватит на весь
день конфет.
Но под вечер
загрустила —
Что-то в
животе заныло,
Заболели зубы
вдруг,
Помрачнело все
вокруг.
Почему же
нашей Даше
Захотелось щей
и каши?
20. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2024
Дата обновления: 15.12.2024
Дата публикации: 16.12.2024