10.12.2024
Уважаемые
родители! Предлагаю вашему вниманию материал, с помощью которого
вы сможете закрепить представления детей о том, какие бывают дома, об
устройстве вашего дома, о мебели и ее назначении, активизировать словарь,
способствовать развитию речи, памяти и мышления ребенка.
Расширение словарного запаса
Существительные: этаж, подъезд, лифт, балкон, подвал, квартира,
двери, прихожая, кухня, спальня, гостиная, детская, комната, балкон; мебель,
стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать,
табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, магазин мебели, полка,
ножка, спинка, сиденье, столяр, плотник, подлокотники.
Глаголы: стоит, двигать (пере-, ото-, с-), сидит, идёт,
ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать,
бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть,
покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать,
ухаживать, беречь.
Прилагательные: деревянный, бревенчатый, загородный, многоэтажный, высокий,
низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, мягкий, твёрдый, жёсткий,
светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый,
квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
Ознакомьтесь
с программным содержанием по обеим темам, побеседуйте с ребенком, чтобы
проверить, насколько свободно он описывает, оперирует понятиями, называет
предметы, действия и признаки. Упражняйте ребенка в умении подбирать
признаки, согласовывать существительные с числительными, сравнивать предметы по
разным признакам.
Тема «Дом»
Родителям рекомендуется
обсудить:
Для чего человеку нужны дома? (чтобы было уютно, чтобы укрыться от
холода, зноя, ветра, дождя, снега, чтобы вести домашнее хозяйство для всех
членов семьи).
Какие части есть у дома?
(стены, окна, пол, потолок, крыша, фундамент, лестница, ступенька, комната,
балкон, подъезд, дверь).
Какие помещения есть в доме, квартире? (гостиная, кухня, спальня, детская).
Какие бывают дома?
Какие дома строят в деревне? Чем отличаются дома в городах и
деревнях?
Закрепите с ребенком домашний адрес и повторите, что сообщать
его можно только педагогу, врачу или милиционеру, чужим взрослым его нельзя
называть.
1. Игра «Дома бывают»
Для людей — жилой дом, для машин — гараж, для собак — конура, будка,
для коней — конюшня, для свиней — свинарник, для коров — коровник,
для птиц — скворечник, гнездо, для кур — курятник, за городом –
загородный, в деревне - деревенский и т.д.
2. Игра «Скажи наоборот»
Высокий — низкий, далекий — …, быстрый — …, громкий — …,
широкий — узкий, толстый — …, красивый — …, большой — …,
новый — старый, белый — ….
3. Упражнение «Назови ласково» - образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Окно — окошко, окошечко; рама — рамка,
рамочка;
комната — комнатка, комнатушка; стена —
стенка, стеночка;
дверь — дверка, дверца; балкон —
балкончик;
бревно — бревнышко; лестница — лесенка;
звонок — звоночек; крыша — крышечка; порог
— порожек.
4. Упражнение «Один – много» - образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падежах
Вариант
А.
Пол — полы — много полов,
рама — рамы — много рам,
комната — комнаты — много комнат,
стена — стены — стен,
этаж — этажи — много этажей
(многоэтажный),
подъезд — подъезды — много подъездов,
балкон — балконы — балконов,
бревно — бревна — бревен,
окно — окна — много окон,
форточка — форточки — форточек,
лестница — лестницы — много лестниц,
дверь — двери — дверей,
звонок — звонки — звонков,
крыша — крыши — много крыш,
труба — трубы — много труб,
антенна — антенны — много антенн,
подвал — подвалы — подвалов,
замок — замки — замков.
Вариант
Б. Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие
комнаты — пять больших комнат,
один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных
дома — пять многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т.д.
5. Игра «Этажи» - образование относительных прилагательных
Если в доме один этаж, мы говорим, что
дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно
посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.
Два этажа — дом ... (двухэтажный).
Три этажа — дом ... (трехэтажный).
Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).
Десять этажей — дом ... (десятиэтажный,
многоэтажный).
6. Игра «Подбери признак» - какой?
Дом из соломы — соломенный, из кирпича — … из камня — ...
из дерева — …
7. Игра «Из чего?»
Бревенчатый дом построен
из … (бревен); кирпичный — из …;
блочный — из …; деревянный — из …; глиняный — из …
8. Игра «Мое окно» - изменить слово «окно» в контексте
предложения.
В доме большое .... В доме нет ... .Я
подошел к .... Я мечтаю о большом ... .У меня растут цветы под ... .
9. Задание «Закончи предложение»
Дом нужен человеку для того, чтобы…
Дом надо утеплять потому, что…
В доме нужны окна для того, чтобы…
На входной двери нужен глазок для того,
чтобы…
Домофон нужен, чтобы…
Мы в доме поменяли окна потому, что…
В нашем доме сделали ремонт, потому что…
Этот дом считается старинным потому,
что…
Это здание называют памятником
архитектуры потому, что …
В домах проводят электричество, чтобы…
В домах проводят газ, чтобы…
Во
всём доме стало темно потому, что…
10. Беседа по вопросам.
— На какой улице стоит наш
дом?
— Опиши свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нем
этажей, на каком этаже вы живете, из какого материала дом построен, какая у вас
квартира?
— Что расположено рядом с
вашим домом? (магазины, детские или спортивные площадки,
парк, сквер и т. д.)
— Почему для каждого человека
радостно возвращение домой?
— Кого вы рады всегда видеть
у себя дома?
11. Предложите ребенку
нарисовать свой дом.
Тема «Мебель»
Активизация словарного запаса
Существительные: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло,
софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины,
вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка,
сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.
Глаголы: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять,
поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать,
открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать,
положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать,
беречь.
Прилагательные: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий,
короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый,
жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная,
круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
Просмотрите вместе с ребенком развивающие видео, помогите ответить на вопросы, если он затрудняется, останавливайте просмотр для своих вопросов и решения загадок.
https://www.youtube.com/watch?v=57T2nS8proo
Рассмотрите с детьми мебель,
которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых
она сделана. Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов
мебели по образцу. Например: "Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый.
У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него
вешают одежду и кладут бельё".
1.Игра «Назови ласково»
Стул – стульчик Табурет - табуреточка
Тумба - тумбочка
Кровать - кроватка
Диван – диванчик
Шкаф - шкафчик
Кресло - креслице
Секретер - секретерчик Стол -
столик
Полка - полочка
2.Игра «Скажи, какая
бывает мебель»
Из дерева – деревянная
Из дуба – дубовая
Из березы – березовая Из кедра
– кедровая
Из стекла – стеклянная Из пластика - пластиковая
Из соломы - соломенная
3.Упражнение «Один – много» чего?
Стол – столов Стул – стульев Шкаф – шкафов Кровать – кроватей
Табуретка – табуреток Кресло – кресел Диван – диванов
4. Упражнение «Сосчитай до пяти» - согласование существительных с числительными
Одна деревянная полка,
две деревянные …, пять деревянных …
Один большой
шкаф, два больших …, пять больших …
Один обеденный стол,
два обеденных …, пять обеденных …
Один удобный стул,
два удобных …, пять удобных …
Одно уютное кресло,
два уютных …, пять уютных …
5. Игра «Подбери как можно больше слов
(прилагательных) к словам»
Стол – большой, деревянный,
дубовый, обеденный, красивый и т.д.
Стул – Сервант – Шкаф –
Кресло – Кровать -
6. Игра «Назови детали»
У
шкафа есть – дверцы, ручки, полки.
У
стула есть - … У секретера есть - … У
кресла есть - …
7. Упражнение на словообразование «Скажи
одним словом»
Стол
для газет и журналов называется журнальный.
Стол,
за которым обедают, называется ….
Стол,
за которым пишут, называется …
Шкаф
для одежды называется ….
Стол
для компьютера, называется….
Полка
для книг называется …
Шкаф
для книг называется ….
8. Игра «Скажи наоборот»
Шкаф
высокий, а тумбочка … Шкаф
большой, а полка …
Диван
мягкий, а табурет … Кресло
мягкое, а стол ….
9. Игра «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна ...для (стола) Спинка нужна
...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки) Ящики нужны
...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати) Подлокотники
нужны ...для (кресла, дивана)
10. Упражнение «Сравни
предметы»
(желательно с опорой на картинку или реальные предметы)
Диван
– стол. Табурет – стул (кресло). Шкаф – тумба (полка).
11.
Упражнение «Дополни предложение»
- Ваза стоит… столе.
- Мяч закатился … диван.
- Валя достала мяч … дивана.
- Паша упал… кровати.
- Папа сидит … кресле.
- Мама поставила стаканы … сервант.
- Бабушка достала конфеты… буфета.
12. Загадки
Под
крышей — четыре ножки,
А
на крыше — суп да ложки (стол).
Днем
спит на ней покрывало и подушка,
А
по ночам там спит – Андрюшка (кровать).
Я
на стол чуть-чуть похожа,
Есть
на кухне, и в прихожей,
В
спальне я бываю редко,
А
зовусь я …(табуретка).
На
него садятся, но не стул.
С
подлокотниками, но не диван.
С
подушками, но не кровать (кресло).
У
него спина большая,
И
на ней он разрешает
И
писать, и рисовать,
И
лепить, и вырезать (письменный стол).
Хорошо,
когда он есть,
На
него и лечь, и сесть.
Он
для отдыха нам дан,
Мягкий
плюшевый (диван).
Он
стоит в углу у стенки.
Ох,
огромный он на вид,
Но
он вовсе не наказан.
Мама
вещи в нём хранит (шкаф).
13. Попросите ребенка нарисовать
свою комнату и рассказать «Какая мебель у меня в комнате», используя предлоги
на, перед, за, под, в, а также обозначая,
что именно находится справа и слева.
14. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2024
Дата обновления: 11.12.2024
Дата публикации: 10.12.2024