02.12.2024
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию материал, с
помощью которого вы сможете закрепить представления детей о природных
процессах, происходящих зимой, о жизни зимующих птиц, активизировать способности
описывать впечатления, вызывать интерес к наблюдениям за природой, птицами.
Целью наших общих усилий является: совершенствование
грамматического строя речи, автоматизация правильного произношения и
дифференциации в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков,
развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления,
восприятия, творческого воображения.
Задачи:
-учить согласовывать
имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;
-упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
-развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
- расширять, активизировать
словарь по теме;
-способствовать развитию речи, памяти и мышления ребенка.
Зима. Зимние
месяцы
1.
Прочитайте стихи, обсудите
содержание, побуждая ребенка говорить развернутыми, связными предложениями, загадайте
загадки, прочитайте сказки о зиме, посмотрите мультфильмы и обсудите
содержание, учите обобщать и называть главную идею произведения.
https://www.youtube.com/watch?v=kjqtNOrNnmQ
https://www.youtube.com/watch?v=1at3C0RSw6w
https://www.youtube.com/watch?v=9ZQ43LLjLfY
2. Посмотрите вместе с ребенком познавательные видео, обсудите
содержание. Следите, чтобы ребёнок отвечал на
вопросы полным предложением, не односложно. Дайте ребёнку возможность подумать,
не спешите ответить за него. Если ребёнок дал неправильный ответ, предложите
ему подумать ещё. Не забудьте похвалить ребёнка, когда он закончит задание.
https://www.youtube.com/watch?v=avd8EeGKnGI
https://www.youtube.com/watch?v=1S4V98sN21s&t=13s
https://www.youtube.com/watch?v=oU3aMTbr_60
Обсудите, какой чудесный праздник приходит в январе, что происходит, когда все отмечают встречу Нового года?
3. Попросите ребенка назвать признаки зимы (в живой и неживой природе). Учите ребенка видеть за окном по пути в детский сад и называть зимние признаки.
4.Повторите названия зимних месяцев.
5.Поговорите о том, как звери, птицы зимуют, как люди заботятся о
домашних животных, птицах (помогают перезимовать)
6.Попрактикуйтесь в подборе слов – признаков к словам: снежинка – легкая, прозрачная, нежная … снег –
мягкий, пушистый, легкий, хрустящий… лед – гладкий, прозрачный, скользкий …
7.Подберите слова – действия:
Снег – идет, порхает, кружится,
сверкает …
Вьюга – воет, летает, злится,
заметает…
8.Попросите ребенка угадать признак зимы по его признакам: белая, легкая, пушистая, как звездочка – снежинка; большой, высокий,
мягкий – сугроб; крепкий, сильный, злой, кусачий – мороз….
9.Попрактикуйтесь в согласовании существительного с прилагательными: снежный (-ая, -ое, -ые) зима –
снежная, ком – снежный, погода – снежная, сугробы – снежные…
ледяной (-ая, -ое, -ые) дорожки – ледяные, фигура -…, ветер - …
10.Спросите ребенка, какие краски нужны, чтобы нарисовать
зиму. (Белая, синяя, голубая,
серебряная…)
11.Подберите «ласковые» слова. Снег – снежок, ветер - …, мороз -
…, санки - …, шуба - …, ком - …, снеговик - …
12. Загадки
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)
Кто знает верную
примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то... (Зима)
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка, Ну, кто же я? ... (Зима)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит морозная погода.
Какое это время года? (Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь. (Зима)
13. Зимние приметы, пословицы и
поговорки про зиму
Больше снега — больше хлеба.
Воробьи дружно чирикают - это к теплу.
Вороны и галки садятся к
югу клювами - к теплу, на север - к холоду.
Готовь сани летом, а
телегу зимой.
Гром зимой — жди сильные
холода.
Длинные сосульки в конце
февраля — к долгой весне.
Если снег выпадает, когда
лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.
Зима без снегу — не бывать
и хлебу.
Зимой собаки валяются -
жди метель.
Теплый декабрь — к
затяжной зиме, а также поздней и холодной весне.
Теплый февраль обманчивый:
весна будет холодная, с заморозками.
14. Стихи про зиму – объясните
ребенку непонятные слова: припорошенной. дровнях, рысью,
бразды, кибитка, ямщик, тулуп, кушак, стозвоном, ставни и др.
Пришла зима
Автор: И. Черницкая
Пришла зима веселая с коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной, с волшебной старой
сказкою.
На елке разукрашенной фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая подольше не
кончается!
А. С. Пушкин
Зима!.. Крестьянин,
торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Метель
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Зимующие птицы
Существительные: голубь, сорока, ворона,
воробей, синица, снегирь,
сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка,
птенцы, гнездо.
Глаголы:летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать,
чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка),
пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие
(коготки), зимующие (птицы).
Посмотрите вместе с ребенком развивающие видео по теме
«Зимующие птицы», обсудите содержание.
https://www.youtube.com/watch?v=ZC5xzHC1naA&t=82s
https://www.youtube.com/watch?v=ER3YHG4TmDk
https://www.youtube.com/watch?v=3cV3ceuTgIE
1.Спросите, каких птиц называют зимующими. Почему их называют
зимующими?
2.Назовите и
рассмотрите на картинках зимующих
птиц: воробей, ворона, сорока, синица,
снегирь, голубь, сова, дятел и т.д. Выделите отличительные
признаки птиц: воробей маленький, юркий,
серенький; синица с желтой грудкой, синей шапочкой, поет «сии»; сорока с
длинным хвостом, длинным клювом, белыми боками; снегирь…, ворона … и т.д.
3. Расскажите ребенку, где птицы живут всю зиму и чем питаются.
Помогите сделать вывод: птицы остаются зимовать, потому что им есть, чем
питаться. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам? (делают кормушки,
подкармливают) Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, пшено, сало, сушеные ягоды).
Как сделать правильную кормушку?
https://gamejulia.ru/kormushki-dlya-ptits.html
4. Назовите части тела птиц: крылья, спинка, грудка, хвост, лапки, клюв, перья.
5. Игра
«Четвертый лишний» - попросите
ребенка назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь, ворона, синица, ласточка
(ласточка перелетная птица, а остальные - зимующие)
Кукушка, перья, лапы, клюв
Гнездо, скворечник, нора, дупло.
Голубь,
ворона, дятел, совенок.
Сорока,
воробей, петух, снегирь.
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь,
дятел, снегирь, ласточка
Сорока,
воробей, кукушка, дятел
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь
6. Игра
«Подбери признак»
ворона (какая?) – крупная, серая, громкая, старая, страшная….
голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…
воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…
сорока (какая?) - …, снегирь (какой?) -
….
7. Игра «Скажи, что птица делает?» (летает,
прыгает, клюет, приземляется, садится, забирает, выхватывает, нахохливается,
порхает и т.д.)
8. Игра «Посчитай птиц»
На ветке один
снегирь, два-три-четыре снегиря, пять снегирей;
одна ворона, две-три-четыре вороны, пять
ворон;
один дятел….
один клест….
9. Игра «Что у птицы – что у животного»
У птицы крылья
– у животного лапы.
У птицы перья – у животного шерсть.
У птицы клюв – у животного пасть.
У птицы птенцы – у животного детеныши.
10. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У
вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У сороки
— сорочий, — сорочья.
У голубя
—
У совы
—
У
воробья –
11. Упражнение «Образование
глаголов с помощью приставок»
Сова из
дупла (что сделала?) – вылетела.
Откуда
вылетела сорока? – из дупла.
Сова в дупло…
Куда влетела сова?
Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки … Куда подлетел воробей?
Ворона за куст …Куда залетела ворона?
Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?
12. Игра «Скажи наоборот» (подбери
слово):
Ворона
большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока
длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел
длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны
клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
Снегирь
подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь
сидит на верхней ветке, а воробей на …?
13. Игра «Назови ласково»
Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длинненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.
14. Игра «Узнай по описанию»
Кто драчливый, веселый, удалой,
шустрый? (воробей)
Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
Кто красногрудый, ленивый,
малоподвижный? (снегирь)
Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
Кто красноголовый, в черном фраке,
лекарь деревьев? (дятел)
Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель,
клест, голубь, ворона)
15. Составьте рассказ-описание одной из птиц с опорой на картинку.
Как она называется. Какая голова.
Какой клюв. Какая спинка. Какая грудка. Какие у нее крылья. Какой хвост. Какие
лапы. Где она живет. Чем питается.
16. Загадайте
загадки
Разве можно
забывать:
Улететь могли,
А остались
зимовать
Заодно с
людьми.
Небогаты их
корма,
Горсть одна
нужна,
Горсть зерна –
и не страшна
Будет им зима. (Зимующие
птицы)
Что за стол
среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Хоть я не
молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Красногрудый,
чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
В тёплый край
не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (Синички)
В серой шубке
перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Угадайте, что
за птица
Света яркого
боится,
Клюв крючком,
глаз пятачком? (Сова)
Непоседа
пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Cорока)
Кар-кар-кар!
Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Крошки хлеба
подбирая,
Семена не
забываю,
Соль с земли я
поклюю,
И водицей всё
запью! (Голубь)
17. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите
содержание
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воробей
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Сорока
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
Синички
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
Снегирь
Снегири - смешная
птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
18. Предложите ребенку раскраски по
темам
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2024
Дата обновления: 02.12.2024
Дата публикации: 02.12.2024