26.11.2024
Уважаемые родители!
Предлагаю вам использовать для
развития детей старшего дошкольного возраста забавные и полезнее игры на
развитие логического мышления.
«Говорите да и нет» Игра
учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
◈ Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы
загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на
грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он
бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать
верный ответ.
◈ Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет,
постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье).
Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да,
бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если ребенку сложно
угадать.
«Летает
– не летает»
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку/детям
быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а
затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на
прогулке.
«Съедобное – не съедобное» Игра проводится по аналогии с предыдущей.
Взрослый произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Четвертый лишний»
Ход игры: Взрослый говорит
детям: «Я буду называть четыре слова. Одно слово сюда не подходит. Вы должны
слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка,
чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного
«лишнего» слова взрослый просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит
в данную группу слов.
«Небылицы» Игра помогает
формировать логическое мышление, творческое воображение. Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Как
играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
◈
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза —
небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет» — игрок ловит
мяч, «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно; «Девочка рисует домик» —
игрок ловит мяч, «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
◈
Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
◈
Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
◈
Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать
перевертыши, небылицы.
◈
Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На
день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты».
Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
◈ Вы
варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ
свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь
ролями.
◈ Можно
поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы,
бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с
ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
◈ В
следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например,
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука.
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
Автор: В. Чантурия.
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать,
какие предметы плавают, а какие – тонут. Взрослый называет попарную группу
предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки,
деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли,
металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений взрослому нужно
организовать практические действия с этими предметами. Предметы даются в
случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку
обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?
«Рассказы
– загадки». Взрослый рассказывает историю и просит ответить на
вопросы.
«Что было ночью?»
«В детском саду воспитатель
подошел к окну и сказал: «Дети, посмотрите в окно, все вокруг белое: земля,
крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».
«Дождливая погода»
«Девочка Таня гуляла на улице,
потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «Ой, какой пошел
сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет
сильный дождь?».
«Не покатались»
«Два друга Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко
светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда
мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».
«Продолжи
предложения»
Мы включили свет, потому что …
.
Мама вернулась, чтобы взять
зонт, потому что … .
Дети надели теплую одежду,
потому что … .
Щенок громко залаял, потому что
… .
Алеша выглянул в окно и увидел
… .
Таня проснулась утром и … .
«Подбери пару к слову»
Цель: развитие способности к
обобщению и систематизации.
Оборудование: мяч.
Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать
мяч и сказать, например: «Кукла».
Задание «Нарисуй и зачеркни»
Цель: развитие слухового
внимания, памяти и мышления.
Оборудование: лист бумаги и
простой карандаш.
На столе перед каждым ребенком
находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:
1.Нарисовать два треугольника,
один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру.
2.Нарисовать три круга, один
треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру.
3.Нарисовать один
прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.
«Придумай загадку»
Цель: развитие аналитических
способностей мышления.
Оборудование: игрушки и
знакомые детям предметы.
На столе лежат различные
игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не
показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает,
о каком предмете идет речь, становится ведущим.
«Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления,
внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Взрослый предлагает детям
назвать слова противоположного значения, например, большой – маленький. Можно
использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный,
пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Задание «Дополни фразу»
Цель: развитие слухового
внимания, мышления, речи.
Если песок мокрый - это значит,
что…
Мальчик моет руки, потому что …
Если переходить улицу на
красный свет, то …
Автобус остановился, потому что
…
«Загадочные умники»
Игра учит делать выводы,
доказывать их правильность
◈ Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки
формирует логическое мышление? Итак, загадываем:
Лижет дочку языком, будет телочка
здорова.
Кормит также молочком, кто же
мама? (корова)
◈ Когда
ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и
начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком
теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка
— это теленок! Только у коровы теленок. Далее:
В клетке пестрая головка,
Чистит перышки так ловко.
Что за птичка, угадай,
В клетке верно... (попугай)
◈ В
клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.
◈
Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает — вы отгадываете.
◈
Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может,
ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По
лесу ползет, иголки на себе несет».
◈ А если
завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».
➣
Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную
черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь
дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с
неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.
«Отрицалки»
Игра учит делать логические
выводы методом отрицания/исключения
Необходимый инвентарь: опорные
картинки.
◈ Как
играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику,
синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «Катя
и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где
стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь
придумывать такие загадки сами, загадывая цвет, и форму, и размер.
➣
Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные
картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.;
аналогично при других задачах.
◈
Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без
опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.
◈ Усложняем:
увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча:
желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У
кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».
➣
Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я
купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не
брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много,
используйте их для игры и с пользой для ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2024
Дата обновления: 26.11.2024
Дата публикации: 26.11.2024