Лексическая тема «Дикие животные». Рекомендации по изучению в старшей группе

15.12.2025

Уважаемые родители! Предлагаю вам для домашних занятий с ребенком игры, упражнения и задания на лексическом материале темы «Дикие животные» с целью:

- расширять, активизировать словарь по теме, развивать грамматически правильную речь;

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде, числе и падеже;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- способствовать развитию связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, памяти и мышления;

 - закрепить знания, полученные в детском саду по теме «Дикие животные».

83977116e294285933a4d9e4b0453235.jpg

Активизация и расширение словарного запаса

Существительные: звери, медведь, шатун, волк, заяц, лиса, плутовка,  белка, лось, ёж, кабан, барсук, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, норка, соболь, крот; лапа, шерсть, рога, когти, нос, уши, копыта, хвост, морда, пасть, клыки, звери, детеныши; кусты, деревья, лес, поляна,  берлога, нора, логово, дупло.

Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется, сосет, залегает, впадает.

f145f91dc2c3372af64f3a4119de09c5.jpg 

1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост. Расскажите о том, где они живут, чем питаются, об их повадках, как добывают пищу.

   Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.

749d272a8471da6844666296689f1ff4.jpg

 Закрепите в словарном запасе ребенка названия диких животных и их детенышей. 

Прочитайте ребенку сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Посмотрите мультфильмы и развивающие видео.


 2. Игра «Подбери признак»

Волк (какой?) - ... Лиса (какая?) - … Ёж (какой?) - … Медведь - … Лось - … Заяц - … Белка - … Ежик - …

3. Игра «Подбери действия»

Медведь (что делает?) - … Лиса (что делает?) - … Заяц (что делает?) - … Волк - … Еж - … Белка - …

4. Игра «Измени слова по образцу» - образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).

Лапа лисы - … (лисья лапа).

Глаза лисы - … (лисьи глаза).

Нора лисы - … (лисья нора).

5. Игра «Скажи наоборот» - образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

7792cd454efbf003a3bdba521e402475.jpg

6. Упражнение «Чей? чья? чьё? чьи?»

Вариант 1. След – волчий, лисий, заячий…

Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…

Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

Хвост –

Рога –

Копыта –

Вариант 2.  

Хвост - лисий, шкура - лисья, уши - лисьи.

Рыло - кабанье, клыки - кабаньи, след - кабаний, морда - кабанья.

Нос - беличий, голова - беличья, ухо - беличье, следы - беличьи.

7. Упражнение «Новые слова» - образовывать новые слова с помощью приставок. После образца, взрослый произносит приставку, побуждая ребенка произносить слово вместе с приставкой.

Ходит: пере-ходит, от-ходит, об-ходит, про-ходит, в-ходит, за-ходит, с-ходит, на-ходит, у-ходит, под-ходит, до-ходит, при-ходит, вы-ходит, пере-ходит.

a48f240ebfcfcbd61bd07b11070b5347.jpg

8. Игра «Кто где живет?»

 Волк в логове, медведь зимой … (в берлоге), белка … (в дупле), лиса … (в норе), еж … (устраивает гнездо).

9. Игра «Кто как голос подает?»

- Что делает волк - (воет).

- Что делает лиса - … (тявкает).

- Что делает медведь - … (ревет).

- Что делает белка - … (цокоет).

10. Игра «Угадай кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий, пугливый - …
Колючий, маленький, пушистый - …

11. Игра «Четвертый лишний»

Вариант 1. Взрослый  предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных, и объяснить, почему ребенок выбрал именно это слово.

Лошадь, корова, волк, коза.

Белка, кошка, собака, кролик.

Овца, олень, коза, кошка.

Корова, медведь, собака, свинья.

Баран, белка, собака, кошка.

Лиса, собака, корова, лошадь.

Коза, волк, овца, свинья.

Конь, козёл, корова, медведь.

Ёж, корова, собака, лошадь.

Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

Вариант 2. Взрослый предлагает картинки.Хочу такой сайт

img_user_file_6367ac3468feb_1.jpg


img_user_file_6367ac3468feb_2.jpg

img_user_file_6367ac3468feb_3.jpg
12.Игра «Кто что делает» (подбор существительных к глаголу).

Охотится – волк. Крадется - … Воет - … Кусается - … Скачет - … Хитрит - … Переваливается - … Бродит - … Выслеживает - … Рыщет - … Скачет - …

13. Игра  «Подскажи словечко» (развитие речевого творчества)

Без тропинки, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (еж).

Сладкий мох искал весь день,

И жевал его … (олень).

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса.

Кто это?  (Лиса).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь — лесной … (медведь).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? (Олень)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь«Кошка, брысь!»

Потому что это… (рысь).

E2O0mHXzYPW27JoeuFrKhlx-pnnchWBGauN1hFIN7dC7GhHFm4zaVvGDAo8BA_hyzdh4Oz90.jpg

14. Загадки

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать. Кто это? (Лиса)

Ползун ползет, Иголки везет. (Ёж)

Словно елка весь в иголках. (Ёж)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобры)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

JPmCjlF_RWXZed7Pkt89SZjljqOn2zIW5OSMvcuKJr3psrl1yXyxtZcG55cOs1HiRMLGttAk.jpgudFOfz3LvR0OD_uJejWMQqH6iUJoecIVpK-7RQSj7vRA9-Pyp6fDWDEPqrclmDFlc_6LM81k.jpg

15. Предложите ребенку раскраски по теме. Обсудите изображение, попросите составить рассказ, побуждайте использовать развернутые предложения, эпитеты.

  3-1.jpg
10-1.jpg

5-1.jpg


1-1.jpg


11-1.jpg


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.11.2024

Дата обновления: 30.11.2025

Дата публикации: 15.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».