13.11.2024
Родителям рекомендуется:
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с
изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы. Отметьте внешние признаки животных: голова,
морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост. Расскажите о том, где они живут, чем
питаются, об их повадках, как добывают пищу.
Поговорите с
ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку
в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.
Закрепите в словарном запасе ребенка
названия диких животных и их детенышей.
Расширение словарного запаса
Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица,
волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово,
белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан,
кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа,
шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, кусты,
деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот,
берлога, шатун.
Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый,
страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая,
белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый,
бархатная, колючий, волчья, полосатый.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит,
скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача»,
собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился,
крадется, сосет, залегает, впадает.
1. Прочитайте ребенку сказки о животных «Зимовье
зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Посмотрите мультфильмы и
развивающие видео.
2. Игра «Подбери признак»
Волк
(какой?) - ... Лиса (какая?) - … Ёж (какой?) - … Медведь - … Лось - … Заяц - …
Белка - … Ежик - …
3. Игра «Подбери действия»
Медведь
(что делает?) - … Лиса (что делает?) - … Заяц (что делает?) - … Волк - … Еж - …
Белка - …
4. Игра «Измени слова по образцу»
- образование притяжательных
прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).
5. Игра «Скажи наоборот» - образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц -
… (маленький).
Волк – сильный, а белка -
… (слабая).
У лисы хвост длинный, а у
медведя - … (короткий).
6. Упражнение «Чей? чья? чьё? чьи?»
Вариант 1. След – волчий, лисий, заячий…
Уши
– медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова
– лосиная, ежиная, волчья, лисья…
Хвост
–
Рога
–
Копыта
–
Вариант 2.
Хвост - лисий,
шкура - лисья, уши - лисьи.
Рыло - кабанье,
клыки - кабаньи, след - кабаний, морда - кабанья.
Нос - беличий,
голова - беличья, ухо - беличье, следы - беличьи.
7. Упражнение «Новые слова» - образовывать новые слова с помощью приставок. После
образца, взрослый произносит приставку, побуждая ребенка произносить слово
вместе с приставкой.
Ходит:
пере-ходит, от-ходит, об-ходит, про-ходит, в-ходит, за-ходит, с-ходит, на-ходит,
у-ходит, под-ходит, до-ходит, при-ходит, вы-ходит, пере-ходит.
8.
Игра «Назови маму»
Медвежонок у медведицы.
Бельчонок у …
Лосенок у …
Ежонок у …
Лисенок у …
Зайчонок у …
Волчонок у …
9. Упражнение «Назови всю семью»
Папа
— медведь, мама — медведица, детеныш (и) —
медвежонок, медвежата.
Папа
— волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок,
волчата.
Папа
— заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок,
зайчата.
Папа
— еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок,
ежата.
Папа
— лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок,
лисята.
Папа
— олень, мама — оле-ниха, детеныш (и) — олененок,
оленята.
Папа
— лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок,
лосята.
10. Игра «Кто где живет?»
Волк в логове, медведь зимой … (в берлоге), белка … (в дупле), лиса … (в
норе), еж … (устраивает гнездо).
11. Игра «Кто как голос подает?»
- Что делает волк - (воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь -
… (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).
12. Игра «Угадай кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий
- …
Серый, зубастый, страшный -
…
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий,
пугливый - …
Колючий, маленький, пушистый
- …
13. Игра «Четвертый лишний»
Вариант 1. Взрослый
предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных,
и объяснить, почему ребенок выбрал именно это слово.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, корова, волк, коза.
Белка, кошка, собака, кролик.
Овца, олень, коза, кошка.
Корова, медведь, собака,
свинья.
Баран, белка,
собака, кошка.
Лиса, собака,
корова, лошадь.
Конь, козёл,
корова, медведь.
Ёж, корова,
собака, лошадь.
Телёнок,
ягнёнок, козлёнок, лисёнок.
Вариант 2. Взрослый предлагает картинки.
14. Игра «Кто что делает» (подбор существительных к глаголу).
Охотится
– волк. Крадется - … Воет - … Кусается - … Скачет - … Хитрит - … Переваливается
- … Бродит - … Выслеживает - … Рыщет - … Скачет - …
15. Игра «Подскажи словечко» (развитие речевого творчества)
Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это … (еж).
Сладкий мох искал весь день,
И жевал его … (олень).
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто это? (Лиса).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной … (медведь).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это… (рысь).
16. Загадки
Пришла
из лесу птичница
В
рыжей шубке кур посчитать. Кто это? (Лиса)
Ползун
ползет, Иголки везет. (Ёж)
Словно
елка весь в иголках. (Ёж)
Хожу
в пушистой шубке,
Живу
в густом лесу.
В
дупле на старом дубе
Орешки
я грызу. (Белка)
По
снегу бежит – петляет.
К
лету шубку он меняет.
На
снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
17. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2024
Дата обновления: 13.11.2024
Дата публикации: 13.11.2024