09.11.2024
Уважаемые родители! Предлагаю
вам дидактические материалы, способствующие формированию элементарных
представлений о признаках поздней осени,
а также об основных видах грибов и ягод. Домашние занятия способствуют
расширению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию грамматической
структуры речи ребенка, формированию связной речи.
Тема «Поздняя осень»
Расширение словарного запаса
Существительные: осень,
сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман,
сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи,
запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание,
мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт.
Прилагательные:
ранняя, поздняя, осенняя, унылая,
грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная,
короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые,
увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная,
перелетные, зимующие.
Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат,
осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают,
убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют,
сохнут, моросит.
Антонимы: теплый - холодный, ранний - поздний, солнечно – пасмурно.
1.
Предварительная работа: цель -
активизировать имеющиеся знания и представления о поздней осени:
- наблюдения за деревьями на прогулке,
беседы об осени;
- чтение художественных
произведений: «Листопадничек» И. Соколов-
Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.
- разучивание стихов и поговорок
об осени;
- прослушивание музыки (П.И. Чайковский, Вивальди) разучивание песен
об осени;
- рассматривание иллюстраций,
фотографий, репродукций картин с изображением осенней природы.
2. Проведите беседу:
-
уточните представления ребенка об особенностях осенних периодов: ранняя, золотая, поздняя осень;
-
закрепите названия осенних месяцев, времён года, их названия и
последовательность;
-
рассматривая картинки закрепите представления ребенка об основных приметах осени;
-
уточните, что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение
слова «листопад»;
-
напомните, что делают осенью животные и птицы.
3. Игра «Образование
родственных слов»
поздно – поздний, хмуро – хмурое;
холодный –
холодать, морозный - морозить;
холод –
холодный, мороз - морозный;
день с дождем –
дождливый, день с ветром - ветреный);
дождь –
дождливый (день, дождевой (плащ).
4. Игра «Скажи
наоборот» - подбор антонимов
Ветреный – безветренный ; мокрый - сухой
Радостный – грустный; холодный – теплый
Поздняя – ранняя; спелый – незрелый
Чистый – грязный; начало – конец
Тяжелый – легкий; шумный - тихий
Низкий – высокий; хороший –плохой;
Сытый – голодный.
5. Упражнение «Посчитай» - образование
множественного числа существительных по схеме: 1, 2 и 5,
Один
лист - два листа, пять листьев
Один
зонт -
Один
лист –
Одно
дерево -
6. Игра «Один – много»
Туча – много туч
Облако – много облаков
Куст - много кустов
Ночь – много ночей
Дождь – много дождей
Птица – много птиц
Дерево – много деревьев
7. Игра «Подбери
действие»
Что делает дождь?
Предлагайте варианты ответов (моросит,
идет, льет, хлещет, капает).
Листья осенью… (желтеют, краснеют, опадают, засыхают,
увядают).
А что умеет
делать ветер осенью (гудеть,
дуть, завывать, выть, сбивать с ног, бушевать).
8. Упражнение «Подбери признак» - Поздней
осенью - ?
Небо – хмурое,
пасмурное, серое, угрюмое.
Тучи - серые,
большие, темные, дождевые, низкие.
Листья - опавшие,
мокрые, разноцветные.
Ветер -
сильный, пронизывающий, холодный, резкий, колючий.
Лужи - большие,
глубокие, холодные, грязные.
9. Загадайте ребенку загадки
Все мрачней лицо природы:
Почернели
огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи
голоса,
Мишка в спячку
завалился
Что за месяц к
нам явился? (ноябрь)
Льется он косой
стеной
И стучит по
нашим окнам.
Сам холодный,
проливной,
А в саду
беседки мокнут (осенний дождь).
Молоко над
речкой плыло
Ничего не видно
было.
Растворилось
молоко –
Стало видно
далеко (туман).
Носится, свищет,
мечется, рыщет.
Где пробежит - листик
дрожит,
Где пронесется -
дерево гнется (ветер).
Белый, а не
сахар,
Холодный, а не
лед (изморозь).
Солнца нет, на
небе тучи,
Ветер вредный и
колючий
Дует так –
спасенья нет!
Что такое? Дай
ответ! (поздняя осень)
10. Объясните ребенку содержание
пословиц
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил;
Ноябрь - ворота зимы;
В ноябре зима с осенью борются.
11. Физкультминутка «Листопад» (ребенок двигается в соответствии со
словами)
Мы - листики осенние
На веточках
висели.
Ветер дунул - полетели!
Мы летели, мы
летели
И на землю тихо
сели.
Ветер снова
набежал
И листочки все
поднял,
Повертел их,
покружил
И на землю
опустил.
11. Развитие связной речи. Работа над пересказом рассказа «Предзимье»
Выразительно
прочитайте ребенку рассказ
Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие
осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны
и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые
ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается
в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной
зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
Беседа по тексту:
- Как
называется этот рассказ?
- Что значит –
«предзимье»? Как ты понимаешь это слово?
- Каким стало
небо?
- Что произошло
с листьями?
- Какими стали
берёзы и клёны и почему?
- Почему сосны
и ели остались зелёными и красивыми?
- На каких
деревьях остались ягоды?
- Что произошло
с травой?
- Что
происходит с водой в реке поздней осенью?
- Что
изменилось в жизни птиц и животных?
- Как ты
думаешь, почему этот период осени называется «предзимье»?
Повторите чтение рассказа с установкой ребенку,
чтобы он постарался запомнить и пересказать.
Тема «Грибы и ягоды»
Необходимо
формировать у ребенка представления:
- о том, что грибы, как растения и животные, образуют
самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от растений тем, что
лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в
органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения, и не
цветут;
- о том, какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
- об основных видах съедобных и несъедобных грибов, способах
обработки и заготовки грибов.
Необходимо помогать
ребенку:
- отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные
в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
- обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности,
выделять основные части;
- использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы.
Расширение словарного
запаса
Существительные: грибы,
шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб,
боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки,
волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.
Прилагательные:
съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные,
соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые,
незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая,
черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.
Глаголы: искать, срезать,
раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить,
мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не
вырывать, знать.
1. Помогите ребенку поиграть в
компьютерные игры:
Познавательная игра «Лесные
грибы» с картинками
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-lesnye-griby
Познавательные игры про ягоды
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-jagodnoe-varene
2. Прочитайте ребенку сказки и
побеседуйте по их содержанию.
Сказка в обработке В.Даля «Война грибов с
ягодами».
В.Сутеев «Под грибом».
3. Игра «Один -
много»
Одна ива – много ив; одна рябина – много рябин;
дуб – много дубов; сосна – много сосен;
лист – много листочков; ёлка – много ёлок;
гриб – много грибов, опёнок – много опят;
мухомор – много мухоморов; пень – много пней;
осенняя ива – много осенних ив; осенняя рябина – много осенних рябин;
осенний
дуб – много осенних дубов.
4. Упражнение «Использование
предлогов»
Ходили в лес (предлог "за") : за грибами, за ягодами.
Собирали грибы и ягоды (предлоги
"в", "у", "за", "под",
"между"): в корзину, в ведро, в лукошко.
Находили грибы за пеньком, под елкой, у сосны, между березами.
Собирали урожай (предлог
"в"): в мешок картошку, в ящик помидоры.
5. Игра «Угадай по описанию»
Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие,
прозрачные … (виноград).
Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного
голубая … (голубика).
Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая,
ароматная, душистая… (виктория).
Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая …
(клюква).
Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая,
кисло-сладкая … (крыжовник).
Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая,
ароматная … (клубника,
земляника).
Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные,
кисло-сладкие … (смородина).
Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая …
(малина).
Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная,
кисло-сладкая … (ежевика).
6. Игра «Измени слово» - Взрослый говорит: «Я в лесу гуляю», ты
ответишь: «Мы гуляем».
- Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).
- Грибы собираю — … (мы собираем).
- Под деревьями ищу
— … (мы ищем).
- Грибы ножом срезаю
— … (мы срезаем).
- В лукошко кладу — …
(мы кладём).
- Лукошко домой несу
— … (мы несём).
- Дома грибу чищу — …
(мы чистим).
- Хорошо мою — … (мы моем).
- Грибы на печке сушу
— … (мы сушим).
- В кастрюле варю — …
(мы варим).
- Грибы на сковородке
жарю — … (мы жарим).
- В морозилке замораживаю
— … (мы замораживаем).
- Грибы в банки мариную
— … (мы маринуем).
- В бочки грибы солю
— … (мы солим).
- Зимой гостей угощаю
— … (мы угощаем).
7. Игра «Скажи наоборот» - подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы.
- Клубника сладкая –
клюква … кислая.
- Арбуз тяжёлый –
крыжовник … лёгкий.
- Виктория крупная –
земляника … мелкая.
- Крыжовник твёрдый –
малина … мягкая.
- Бургеры вредные для здоровья – ягоды… полезные.
8. Игра “Что
приготовим?
Из грибов - грибной суп
Из малины - малиновое варенье
Из черники - черничное варенье
Из земляники - земляничное варенье
Из клюквы - клюквенное варенье
Из брусники - брусничное варенье
9. Упражнение «Что можно делать с грибами? с ягодами?» Наводящими вопросами помогите
ребенку подобрать слова, обозначающие действия.
Искать, собирать, срезать, мыть, чистить,
варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.
Аналогично проводится игра со
словом ягоды.
10. Упражнение «Съедобный —
несъедобный». С опорой на картинки помогите ребенку
научиться четко различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Опенок, мухомор, сыроежка,
поганка, брусника, белый гриб, волчья ягода и т. д.
11. Игра «Подскажи словечко»
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай, это… (сыроежки).
12. Прочитайте
ребенку стихотворения, для заучивания
выберите то, которое ему больше всего понравилось.
Лес
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверное, у леса
Устал язычок.
Мухомор
Пел
под ёлкой мухомор:
— Всех грибов я краше!
Мошкары писклявый хор
Надо мной не пляшет.
Меня люди не едят:
Зол я, как горчица.
А зверюшки — каждый рад
Мною полечиться.
Волнушки
У
березки на опушке
Ждут нас модницы Волнушки.
Все в пушистых шляпках новых,
Нам кричат: "А мы готовы!
Мимо вы не проходите
И
скорее нас сорвите!"
Зря волнуетесь, Волнушки,
Заберем
мы вас с опушки,
Не
оставим ни одной,
Унесем к себе домой!
13. Загадайте загадки
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы (гриб).
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина).
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ... (малиной).
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина)
Низок да колюч,
Сладок
да пахуч,
Ягоды
сорвешь –
Всю
руку обдерешь (крыжовник).
Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина ( ежевика )
Я красна, я кисла,
На
болоте я росла,
Дозревала
под снежком,
Ну-ка,
кто со мной знаком? (клюква)
14. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2024
Дата обновления: 09.11.2024
Дата публикации: 09.11.2024