30.10.2024
Консультация для
родителей
Игры и упражнения для
развития голоса
Как
только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить
голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую
собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же
звукоподражание произнесите тихо.
Учите малыша менять силу голоса не только в
игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком
тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом
обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.
Свяжите в сознании
ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например,
укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте
тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.
Учите малыша говорить не только голосом разной
силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить
шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях,
надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том,
что нужно сходить в туалет.
Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом:
«У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»
Маленькие
дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность,
четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги
(особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша
умеренный темп речи.
«Кошка и котенок»
Приготовьте
игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок». Озвучьте каждую из игрушек: кошка
мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому
изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок. Можно провести игры, изображая
голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то
громко, то тихо.
«Скажи на ушко»
Для
игры понадобится игрушка-собачка. Возьмите игрушечную собачку и на глазах
ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка
«выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка
в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите малышу самому попросить о
чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.
Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.
«Большой и маленький»
Вам
понадобятся картинки с часами, большими и маленькими. Покажите ребенку картинку
с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК,
ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите:
«Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте
ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов. Аналогичным
образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик»
(«ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).
Игра способствует развитию силы голоса ребенка.
«Передай»
Приготовьте
игрушечную кошку и блюдце. Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко,
хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша
узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».
Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик
или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.
Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.
«Две машинки»
Приготовьте
две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести
машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание:
«Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом,
а маленькая – высоким голоском. Предложите ребенку поиграть сначала с большой,
а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
«Быстро и медленно»
Вам
понадобится игрушка-зайчик. Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке,
и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем
скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп
произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» Попросите
ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить
каждый из видов движений. Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать,
как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по
столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по
столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите
пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет
человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в
разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки,
перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите
пальцами по столу в разном темпе.
Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения
одних и тех же звукоподражаний.
«Ветер и ветерок» (с 3 лет)
Покажите
ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук.
У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру.
Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте
звук У и лишь слегка покачивайте руками. Предложите малышу самому изобразить
дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать
ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует
сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок». Одновременно с движениями пусть
малыш пропевает звук У с разной силой.
Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового
внимания.
«Три медведя» (с 3 лет)
Для
подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя». Расскажите
ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей:
самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу
Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку. Дайте задание
повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и
некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из
моей чашки?»).
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.10.2024
Дата обновления: 30.10.2024
Дата публикации: 30.10.2024