29.10.2024
Уважаемые родители, предлагаю
вам лексические игры и упражнения для закрепления у ребенка понятий по теме «Человек. Части
тела». В результате наших совместных занятий у ребенка должен сформироваться
словарный запас по теме и следующие представления:
· о строении человеческого тела, назначении
отдельных частей;
· как люди внешне отличаются друг от друга;
·
названия и количество пальцев на руках
(большой, указательный...), на ногах;
· как выражается на лице человека
радость, грусть, удивление;
· где правая сторона — левая (уметь правой рукой
дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);
· необходимые правила гигиены тела;
· понимать и осознавать свой
возраст и пол (ребёнок мальчик или девочка).
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: тело, туловище, голова, глаза,
уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы
(большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, ладони, ногти, ноги,
ступня, пятка,
колени, плечи, спина, грудь, живот, пояс, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина,
девочка, мальчик, зрение, слух, голос,
речь, расческа, мыло, мыльница, губка, мочалка, полотенце, одежда;
Прилагательные: высокий,
низкий, широкий, узкий, худой, полный, толстый, длинный, тонкий, большой,
маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые,
серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, смешной, грустный, веселый, печальный,
довольный, заботливый, красивый;
Глаголы: стоять,
лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать,
крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить,
показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться,
ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.
1. Рассмотрите
картинки. Повторите с ребенком части тела: Части тела: голова, руки, ноги,
туловище.
Части туловища: шея, плечи,
живот, спина.
Части головы: волосы, лицо,
лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок.
Попросите показать на себе, что есть на лице, на голове, на руке, на
ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы,
нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа,
пятка).
Спросите, где у ребенка правая (левая) рука
(нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и
т.д.
Повторите названия пальцев.
2. Напомните ребенку, как нужно ухаживать за своим телом, чтобы
оно было здоровым и красивым. Поговорите
с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем
ногти, делаем зарядку, купаемся.
3. Игра «Расскажи для чего что нужно?»
Глаза нам нужны для того,
чтобы видеть.
Уши - … . Зубы - … . Язык -
… . Колени - …. . Губы - …. . Пальцы - …. .
4. Игра «Скажи наоборот»
Молчать –
говорить
смеяться – плакать
работать – бездельничать
ссориться – мириться
садиться – вставать
огорчать – радовать
бежать – стоять
заснуть –
проснуться
5. Игра «Найди
ошибку»
Руками прыгают, а ногами трогают;
глазами нюхают, а носом смотрят;
ушами едят, а ртом слушают;
ногами хлопают, а руками топают;
ногтями берут, а руками царапают.
6. Игра «Скажи одним словом»
Черные глаза – черноглазый
Красные щеки – краснощекий
Ясные глаза – ясноглазый
Пышное тело – пышнотелый
Светлые волосы –
светловолосый
Длинные ноги – длинноногий
Круглое лицо – круглолицый
Белые зубы – белозубый
7. Упражнение «Расскажи про маленького и большого брата»
Рука — ручка - ручища.
Нога - ножка - ножища.
Глаз - ... нос - ... усы - ...
голос - ...
нога - ...
руки - ...
лоб -...
зуб
-…
губы -…
8. Подберите
слова, которые характеризуют
состояние человека.
Например, хмурый, грустный,
радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.
Покажите на иллюстрациях или изобразите своим лицом и телом. Предложите ребенку
попробовать вместе с вами или по картинке.
9. Упражнение «Подбери часть тела» К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека:
Видят – слышат – работают – бегают -
Дышит – жуют – стоят – машут -
Трогают – нюхает –
говорит – пишут…
10.Игра
«Четвёртый лишний» Цель: развитие слухового внимания.
Употребление сложных предложений с союзом «потому что».
Ход игры: взрослый называет ряд слов - ребенок должен определить, одно лишнее слово и объяснить, почему он выбирает из общего ряда это слово.
Мальчик,
спина, девочка, старушка.
Банан, язык, зубы, нёбо.
Нога, колено, тапок, пятка.
Пальцы, ладонь, пятка, локоть.
Волосы, уши, глаза, спина.
Ходить, бегать, нюхать, прыгать.
Читать, слышать, видеть, смотреть.
11. «Подумай и ответь»
Сколько глаз у двух детей? (У двух детей
четыре глаза)
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько ртов у двух девочек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько носов у двух человек?
12.Упражнение «Сосчитай»
- согласование существительного
с числительными по схеме «1,2,5»:
один палец, два пальца, пять
пальцев
один рот, два рта, пять ртов
одна нога, две ноги, пять
ног.
13. Упражнение «Назови ласково»
Голова — головка, головонька; нос — носик; руки —
…; грудь — …;
лоб — …; подбородок — …; локти — ,,,; спина — …; брови — …; рот — …; пальцы
— …; живот — …; ресницы — …; язык — …; ногти
— …; ноги — …; глаза — …; горло — …; плечи
— …; колени — …; затылок — …; зубы — …; шея
— …; пятки — …; щеки — …; губы — …; уши —
…
14.
Упражнение «Закончи предложения одним и тем же словом в нужной форме»
1. Уши
У человека есть ...
Некоторые умеют шевелить ...
У рыбы нет ...
Я грею свои ...
На морозе холодно ...
Девочки носят сережки в ...
2. Рука
Возьми карандаш в правую
....
Я рисую правой ...
У меня две ...
Я растираю свои .....
Я беру мяч двумя ...
3. Нога
Я прыгаю на левой ....
Сделай шаг правой ....
У человека две ....
У рыбы нет .....
Я опустил в воду ...
Я одеваю носки на ....
15. Игра «Что мы делаем?»
- Что мы делаем глазами?
(смотрим, моргаем, закрываем,
открываем)
- Носом?
(дышим,
нюхаем, сморкаемся)
- Ртом?
(разговариваем,
едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)
- Руками?
(трогаем,
берем, хлопаем)
- Ногами?
(прыгаем,
шагаем, топаем, бегаем…)
16. Игра «Найдем хозяина» Взрослый произносит начало предложения, а ребёнок заканчивают его. Затем ребёнок повторяет предложение и показывает те части тела, о которых идет речь. Ресницы нужны. (глазам).
Локти нужны. (рукам).
Пятки нужны. (ногам).
Волосы нужны. (голове).
Лопатки нужны. (спине).
Пальцы нужны. (ладошкам).
Колени нужны. (ножкам).
17. Разучите
с ребенком стихотворение И.Демьянова «Для чего ножки?»
Для чего Ванюшке ножки?
Чтобы бегать по дорожке,
Убежать за ручейком,
Стрекозу поймать сачком…
А уморятся в пути,
Ничего нет лучше
Снова к мамочке прийти –
Пусть возьмет … на ручки!
18. Загадайте загадки
Мы в нее
зимой и летом
С головы до
ног одеты,
Даже на ночь
снять не можем,
Потому что
это… (кожа).
Он бывает самым
разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым
(нос).
Два
Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга
не глядят (глаза).
Всегда во рту, а не
проглотишь (язык).
На ночь два оконца сами
закрываются
А с восходом солнца сами
открываются (глаза).
Твои помощники – взгляни -
Десяток дружных братцев.
Как славно жить. Когда они
Работы не боятся
И как хороший мальчик. Послушен
каждый ... (пальчик).
19. Объясните значение выражений:
· Обвести вокруг пальца;
· Задирать нос;
· Держать себя в руках;
· Голову повесить;
· Когда голова думает, язык отдыхает.
20. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 29.10.2024