28.10.2024
В последнее время отмечается рост интереса общества
к осмыслению, возрождению народной культуры.
Многие ученые рассматривали проблему приобщение
новых поколений к национальной культуре. Каждый народ хранит исторически
сложившиеся воспитательные традиции и особенности, стремится перенести их в
будущее.
Из глубины веков все народы в воспитании определяли
основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и
традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного,
опыта, накопленного предками. Сила народной педагогики, народных традиций в
человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его
стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно
«облагораживание» человеческой души и утверждалось в народной педагогике.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно
значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для
раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
Для этого используют разных методы и средства активизации целенаправленной
деятельности художественно - эстетического воспитания детей, которые развивают
творческие способности детей, культурно - эстетические и этические качества его
личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка знакомят с культурой,
общечеловеческими ценностями, закладывают в нем фундамент нравственности,
патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и
передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и
духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве
традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения,
ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции — одна из
составленных частей культурного наследия русского народа. В качестве основных средств воспитания
народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор,
песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают
содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы,
понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают
мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю
народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются
эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Игра всегда была естественным спутником жизни
ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои,
представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими,
выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой
выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания
разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие
игры.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зеленый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка
важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из
критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять
инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей
жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками,
сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного
народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной
педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает
особой силой воздействия на человека и природу.
Пчелы гудят-
В поле летят.
С поля идут-
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо
ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало
еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня,
музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство,
изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить
его в реальной жизни.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С хлебами обильными!
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти
слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный
музыкально-поэтический лад.
Люли-люли-люленьки,
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовьице…
Спи-ка на здоровьице!
Стали гули ворковать
Стал Ванюша засыпать.
А сколько детских сказок, былин, загадок,
скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.
Сказки являются важными воспитательными средствами,
в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала
педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг
для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно
входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в
торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится
детям и усиливает воспитательное значение.
Важная особенность сказок - образность. В герое
обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага,
трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.
Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это
замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или
явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить
догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство
окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит.
(Петух)
Задачу по развитию фонематического слуха ребенка,
обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют
скороговорки.
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не
отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много
материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание,
осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь»,
«Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой»,
«Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей
любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без
родины - соловей без песни».
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути
человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит,
а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые
дела»
Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных
праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался
обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и
сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали
сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный
объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и
др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с
событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.
Праздничный день начинался с торжественной службы в
церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей,
балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой
любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол,
Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они
чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата
невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители
народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные
традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2024
Дата обновления: 28.10.2024
Дата публикации: 28.10.2024