Рекомендации по изучению лексической темы «Насекомые» в подготовительной группе

25.10.2024

Уважаемые родители! Предлагаю вам игры и упражнения для закрепления знаний ребенка по теме «Насекомые». По итогу ваших занятий и наших совместных усилий по данной теме дети должны усвоить:

  • названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, стрекоза, кузнечик, божья коровка и т.д.), части тела насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),
  • какую пользу и вред приносят насекомые,
  • чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека).

Лексический словарь

Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало, насекомое, гусеница, личинка, куколка.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, пчелиный, комариный.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, кружатся, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

Наречия: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.

Антонимы: маленький-большой, громко-тихо, быстро-медленно, вредный-полезный.

26f91c843868290ca3e8b44ce0868f44.jpg 

Родителям рекомендуется

1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с насекомыми, покажите и опишите их особенности:

  • рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),
  • обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, ноги,
  • рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.
 

2. Посмотрите с ребенком презентацию, познавательные видео и

мультфильмы, побеседуйте по их содержанию:


https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX

https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE

https://www.youtube.com/watch?v=rdhUFldsd8o

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/onlajn-igra-pro-nasekomyh


Посмотрите мультфильм «Муха-Цокотуха» по сказке К.Чуковского:

https://www.youtube.com/watch?v=BQJzHMPChXk&t=150s

 

Посмотрите и обсудите содержание мультфильма «Стрекоза и муравей»

https://www.youtube.com/watch?v=DNbeImzba6w&t=1s

 
Задания по развитию речи
 

1. Игра «Исправь ошибки»
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.

 

2. Игра «Угадай, кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает.

3. Игра «Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат)

Комар звенит, а комары… (Звенят)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят)

75822.jpg

4. Игра «Подбери признак»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая) - красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие) - полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).

5. Упражнение «Четвертый  лишний»

Цель: развитие слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что».

Ход игры: взрослый называет ряд слов, где перечисляются насекомые и включено название не соответствующего вида.  Ребенок  должен определить, что лишнее и объяснить, почему он выбирает из общего ряда это слово.

Кузнечик, муха, воробей, муравей.

Оса, шмель, конь, бабочка.

210fce1e5c6af4ba694ff579f0f87ac8.jpgimg1.jpg
 

6. Игра «Подбери слово» (Наводящими вопросами помогите ребенку с подбором глаголов к слову насекомые)

   Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылеза­ют, трудятся, переносят.


images.jpg


7.    Игра «Назови ласково»

А) Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук – …,  стрекоза – …

Б) Бабочка желтенькая; бабочка белень…;

муравей чернень…; комар серень…;

божья коровка краснень...; жук синень…;

кузнечик зеленень…; оса полосатень...;

8. Игра  «Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы – ……… лапки, …….. голова.
У комара – …….. лапки, ………голова.
У таракана – …… лапки, ……..голова.
У паука – ………… лапки, ……. голова.

9. Игра «Насекомые-великаны» 

Паук – паучище, жук – жучище, му­равей – …, комар – … , чер­вяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан – …..

10. Упражнение «Кто как передвигается?» (Составление сложных предложений со значением противопоставления. Предложите ребенку не только подбирать нужное слово, но и повторять предложение целиком)

Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка …
Жук ползает, а стрекоза …
Оса летает, а червяк …
Улитка ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Оса летает, а червяк…
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …

11. Игра «бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций)

   Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.

1699569341_flomaster-top-p-nasekomie-letom-v-lesu-narisovannie-instag-3.jpg

12. Упражнение «Закончи предложения»

Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их боится, хотя это опасный паук и т.п.)
Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя осень)
Бабочка улетела, хотя…..

13. Задание «Посчитай насекомых» (согласование существительных с числительными)

 Одна муха, две мухи… пять мух. Одна бабочка… Один комар… Одна стрекоза…Один кузнечик…

slide-1.jpg

14. Выучите с ребенком стихотворение

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,

А за нею – шмель-шмелёк

и весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза -

как фонарики глаза.

Приходили муравьи и травинку принесли,

А паук на всех смотрел,

сети плёл и песни пел.

 labirint.jpg

15. СкороговоркиХочу такой сайт

У осы – не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Золотистый, как из бронзы,                        

Жук кружится возле розы.                          

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!                          

Очень с розами дружу!»                            

У овса – усы,

Полосы – у осы.

На усах – роса,

у осы – краса.

Отхлопать каждый слог скороговорки: Слишком много ножек у сороконожек.

16. Загадки

Я летать умею ловко,

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Ты меня не обижай! (Божья коровка)

1670274571_21-kartinkin-net-p-bozhya-korovka-kartinka-pinterest-24.jpg

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

istockphoto-155095890-612x612.jpg

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает. (Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

istockphoto-491230304-612x612.jpg

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет. (Стрекоза)

unnamed.jpg

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит. (Комар)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо. (Оса)

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать … (Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

ON07.jpg
 

17. Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера – ребенок машет ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого загибает один пальчик.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, - делает кружки из пальцев и подносит к глазам

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, - машет ладошками.

От усталости упали. - роняет ладони на стол.

 

18. Художественная литература по теме «Насекомые»

А. Барто «Мы не заметили жука»

А. Барто «Жук»

А.А.Усачев «Божья коровка»

В. Бианки «Приключение муравьишки»

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

К.Чуковский «Тараканище»

К.Чуковский «Муха-цокотуха»

 

19. Предложите ребенку раскраски по теме

Божья-коровка-Насекомые-Божья-коровка-557.jpg

Богомол-самка-Контуры-насекомые-Богомол-самка-305.jpg

Стрекоза-и-муравей-раскраски-Насекомые-муравей-759.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2024

Дата обновления: 29.10.2024

Дата публикации: 25.10.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».