25.10.2024
Уважаемые родители! Предлагаю вам игры и упражнения для закрепления знаний ребенка по теме
«Насекомые». По итогу ваших занятий и наших совместных усилий по данной теме
дети должны усвоить:
- названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, стрекоза, кузнечик, божья коровка и т.д.), части тела
насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),
- какую пользу и вред приносят насекомые,
- чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека).
Лексический словарь
Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка,
муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук,
жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики,
крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало, насекомое, гусеница, личинка, куколка.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая,
пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие,
жужжащие, защитная окраска, ядовитые, пчелиный, комариный.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет,
охраняют, порхают, кружатся, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет,
ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.
Наречия: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.
Антонимы: маленький-большой, громко-тихо, быстро-медленно, вредный-полезный.
Родителям рекомендуется
1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с насекомыми,
покажите и опишите их особенности:
- рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик,
стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),
- обсудить их внешний вид, выделить части тела:
голову, крылья, брюшко, усики, ноги,
- рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят
насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.
2. Посмотрите с ребенком презентацию, познавательные
видео и
мультфильмы, побеседуйте по их содержанию:
https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX
https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE
https://www.youtube.com/watch?v=rdhUFldsd8o
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/onlajn-igra-pro-nasekomyh
Посмотрите мультфильм
«Муха-Цокотуха» по сказке К.Чуковского:
https://www.youtube.com/watch?v=BQJzHMPChXk&t=150s
Посмотрите и обсудите
содержание мультфильма «Стрекоза и муравей»
https://www.youtube.com/watch?v=DNbeImzba6w&t=1s
Задания по развитию речи
1. Игра «Исправь ошибки»
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.
2. Игра «Угадай, кто?»
Цель: подбор к глаголу
имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью
выставленного картинного материала.
Порхает (кто) -
…. (Бабочка)
Прыгает (кто) -
… (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед,
жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает.
3. Игра «Что делает, что делают?»
Цель: образование формы множественного числа
глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки
… (Порхают.)
Пчела мед собирает, а пчелы
мед … (Собирают.)
Оса жалит, а осы
… (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки
… (Жужжат)
Комар звенит, а
комары… (Звенят)
Стрекоза стрекочет, а
стрекозы… (Стрекочут)
Муха в дом залетает, а мухи
… (Залетают)
Кузнечик прыгает, а
кузнечики… (Прыгают)
Паук паутину ткет, а
пауки… (Ткут)
Муравей муравейник строит,
а муравьи… (Стоят)
4. Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать
существительные с прилагательными.
Бабочка (какая) -
красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой) –
кровососущий, вредный.
Муравьи (какие) -
полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая) –
вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая?) –
полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).
5.
Упражнение
«Четвертый лишний»
Цель: развитие
слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что».
Ход
игры: взрослый называет ряд слов, где перечисляются насекомые и включено
название не соответствующего вида. Ребенок должен определить, что лишнее и объяснить,
почему он выбирает из общего ряда это слово.
Кузнечик,
муха, воробей, муравей.
Оса,
шмель, конь, бабочка.
6. Игра «Подбери слово» (Наводящими
вопросами помогите ребенку с подбором глаголов к слову насекомые)
Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
7. Игра «Назови
ласково»
А) Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук –
…, стрекоза – …
Б) Бабочка желтенькая;
бабочка белень…;
муравей чернень…; комар
серень…;
божья коровка краснень...;
жук синень…;
кузнечик зеленень…; оса
полосатень...;
8. Игра «Чьи лапки, чья голова?»
У муравья муравьиные лапки,
муравьиная голова.
У пчелы – ……… лапки, …….. голова.
У комара – …….. лапки, ………голова.
У таракана – …… лапки, ……..голова.
У паука – ………… лапки, ……. голова.
9. Игра «Насекомые-великаны»
Паук – паучище, жук –
жучище, муравей – …, комар – … , червяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан –
…..
10. Упражнение «Кто
как передвигается?» (Составление сложных предложений со значением
противопоставления. Предложите ребенку не только подбирать нужное слово, но и
повторять предложение целиком)
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка …
Жук ползает, а стрекоза …
Оса летает, а червяк …
Улитка ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Оса летает, а червяк…
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
11. Игра «бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций)
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.
12. Упражнение «Закончи
предложения»
Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их
боится, хотя это опасный паук и т.п.)
Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя
осень)
Бабочка улетела, хотя…..
13.
Задание «Посчитай насекомых» (согласование существительных с числительными)
Одна муха, две мухи… пять мух. Одна бабочка…
Один комар… Одна стрекоза…Один кузнечик…
14. Выучите с ребенком стихотворение
Прилетела к нам вчера
полосатая пчела,
А за нею – шмель-шмелёк
и весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза -
как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку
принесли,
А паук на всех смотрел,
сети плёл и песни пел.
У осы – не усы, не усищи, а
усики.
Жутко жуку жить на суку.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы.
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!
Очень с розами дружу!»
У овса – усы,
Полосы – у осы.
На усах – роса,
у осы – краса.
Отхлопать каждый слог
скороговорки: Слишком много ножек у сороконожек.
16. Загадки
Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в
точках,
Словно в черненьких
кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай! (Божья коровка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и
улетел. (Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает. (Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит-стрекочет. (Стрекоза)
Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит. (Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на
кочке. (Муравьи)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо. (Оса)
Целый день он спать не
прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать … (Сверчок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь
нажужжусь. (Жук)
17. Пальчиковая
гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера – ребенок машет ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
- на каждое название насекомого загибает один пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
- делает кружки из пальцев и подносит к глазам
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
- машет ладошками.
От усталости упали. - роняет ладони на стол.
18. Художественная
литература по теме «Насекомые»
А. Барто «Мы не заметили
жука»
А. Барто «Жук»
А.А.Усачев «Божья коровка»
В. Бианки «Приключение муравьишки»
И.А. Крылов «Стрекоза и
муравей»
К.Чуковский «Тараканище»
К.Чуковский
«Муха-цокотуха»
19. Предложите ребенку
раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 25.10.2024