17.10.2024
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только
последний перед школой год. Готовность
ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием
здоровья, умственным и личностным развитием.
Физическая готовность. На самом деле самая тяжелая нагрузка в
школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных
усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит
физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в
развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок
быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому
так важна физическая подготовленность.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована
«внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада
позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения
в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к
позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются
правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. Когда ребенок не боится совершать
ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в
учебе, в учении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои
желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный
характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание
вместо ребенка. Любое давление со стороны родителей может вызвать у ребенка нежелание и страх. Поэтому
так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в
дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память,
воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
К 6 годам происходит
оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить
цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить
результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и
определяется длительностью производимого действия.
Также важным аспектом
можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она
заключается в формировании у детей отсутствия страха перед трудностями или неудачей, стремлении не
пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой
взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А
складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком дружеских и партнерских взаимоотношений.
Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть
внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой минуты включаться
в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове
поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат),
и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь
мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Важно,
чтобы ребенок к первому классу был умственно развит. Но умственное развитие не
заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь
ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые
слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так
же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.
Ребенок должен
научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен
усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой
предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой
способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально
обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая
любознательность. Это возраст "почемучек”.
Но часто случается,
что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная
пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать?
Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как
общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим
вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче
развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов —
это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и
"пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он
сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и
различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем
мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в
окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам
дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает,
название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и
понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во
временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия
месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов,
различать домашних и диких животных.
Дети должны
ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и
причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто
эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то
сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую
картину. Поэтому целесообразно обсудить с ребенком просмотренный фильм, задать
несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял
определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают
по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит
разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить
ситуацию, ориентируясь на уровень развития сознания ребенка. Примером может
служить вопрос: "Кто всех сильнее в сказке "Репка”?”. На него часто
дети отвечают: "Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят
к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не
слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес —
главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и
различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег),
понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства
сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло
— мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые
можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и
интересна для ребенка.
Просите ребенка
пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы
не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного
или просмотренного.
По возможности
оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят
его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так
как он будет не совсем ориентироваться в других областях знаний. Это
предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или
дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный
ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной
программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой
"специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая
возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка
строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он
должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже
сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя
помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать,
оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку
нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку
должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение
психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет
пережить самый стрессовый класс. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию
дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.
Умение ребенка общаться со сверстниками,
действовать совместно с другими, уступать, подчиняться или лидировать по
необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к
новой социальной среде.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой
ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся
неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а
остальные задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти
в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является
результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок
("Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, "Вот
пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное
представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной
готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить
ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы
малыш чувствовал себя уверенно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2024
Дата обновления: 17.10.2024
Дата публикации: 17.10.2024