09.10.2024
Уважаемые родители! Предлагаю к использованию для домашних занятий
с ребенком методические материалы, с помощью которых вы сможете закрепить у
ребенка знания и лексические навыки в рамках темы «Лес. Деревья и растения
осенью».
При проведении
домашних занятий желательно следовать следующим методическим рекомендациям.
Цель: формировать
представления детей о деревьях и растениях осенью, об изменениях, которые
происходят в лесу в осенний период.
Коррекционно-образовательные цели. Формировать представления детей о деревьях и растениях
осенью, об изменениях, которые происходят в лесу в осенний период.
Закрепить
названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам.
Формировать навыки образовывать
прилагательные от существительных; существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить
употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
- учить согласовывать
имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;
- упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
- развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
- расширять, активизировать
словарь по теме.
Существительные: лес, парк, бор, роща, дерево, береза, рябина, дуб,
клен, липа, осина, ель, сосна, тополь, кедр, ива, куст, корень, ствол, кора,
ветка, лист, листва, хвоя, крона, плод, семена, сережка, желудь, шишка, пень,
насекомые, животные, птицы.
Прилагательные: лиственный, хвойный, крупный, мелкий, резной,
продолговатый, могучий, крепкий, молодой, старый, низкий, высокий, пышный,
белоствольный, стройный, ветвистый, раскидистый, вечнозеленый, березовый,
дубовый, сосновый, срубленный, багряный, лиственный, хвойный, смешанный,
дремучий, зимний, весенний, летний, осенний.
Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, осыпаться, сбрасывать,
лететь, шелестеть, шуршать, беречь, ухаживать, сохранять, сажать.
Родителям рекомендуется:
1. Сходите на прогулку в лес.
Расскажите, что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты.
2. Рассмотрите деревья,
назовите части дерева: ствол, ветви, листья,
корни, крона. Сравните стволы деревьев, отличаются
ли они?
3. Найдите хвойные и лиственные деревья. Чем они
отличаются? (Хвойные деревья покрыты
иголками, зимой они остаются зелеными, не опадают, из порезов ствола выделяется
смола, на хвойных деревьях растут шишки).
4. Чем отличаются кусты и деревья? (У дерева один толстый ствол, у куста несколько
тонких веток, куст ниже, кусты бывают колючими). Найдите и назовите
кусты (сирень, малина, смородина,
рябина, акация, шиповник)
1. Проведите беседу о деревьях и
кустарниках.
Мы встречаем деревья повсюду. Одни деревья
сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья.
У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные
деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не
страшны холода.
В кронах деревьев живут птицы и белки.
Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в
зарослях из деревьев. Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу,
некоторые - дают вкусные съедобные плоды.
Спиленное дерево - это строительный
материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.
Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья,
заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Также в лесу растут и кустарники. Они
отличаются от деревьев: у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у
кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева.
В лесу, среди деревьев, человек
отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается
красотой!
Дерево «живое». Почему? Оно растет, как
и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Все растения на
земле «дышат» тем воздухом, который выдыхают люди и животные.
А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и
которым мы дышим. Без растений мы просто задохнулись бы. Вот почему нужно
беречь каждое дерево, каждую травинку.
Расскажите, как выглядит лес поздней осенью:
листья облетели, деревья стоят голые,
высохла трава, листья почернели, улетели перелетные птицы.
2. После беседы предложите ребенку ответить на
вопросы.
Какие
деревья ты знаешь? (Лиственные и хвойные). Где растут деревья? Что есть у
дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.) Отличаются ли
деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Кто (или что) им
помогает расти?
Объясните ребенку, зачем люди
сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода).
Почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса,
не было бы и их).
Что дают нам растения? (Деревья это строительный материал,
топливо, бумага).
3. Расскажите ребенку о деревьях, покажите
картинки
—
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные
деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо
листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а
хвойные — сохраняют свою хвою.
—
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
—
Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
—
Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
—
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
БЕРЕЗА
— ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой
формы.
СОСНА
— ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА
— ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы,
состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные
ягоды.
ТОПОЛЬ
— ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ
— могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной,
овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА
— ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья
ивы продолговатые.
КЛЕН
— ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ОСИНА
— ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол
у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все
хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные,
а у лиственницы — маленькие.
Как называется явление в природе, когда
падают листья? (Листопад.)
4. Какая осенью бывает
погода? (холодная, ветреная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная,
грустная). Что происходит с деревьями осенью?
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это
стихотворение?
5. Задание «Подбор слов-признаков»
—
Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
—
Лист березы … — Лист липы … — Лист тополя … — Лист дуба… — Лист рябины …
7. Игра «Назови
дерево ласково, а потом со словами «один», «два», «много»
Дуб – дубок,
один дуб, два дуба, много дубов.
Береза -
………………………………………..
Рябина -
………………………………………
Осина - ………………………………………
Сосна - ………………………………………
Ель - …………………………………………
Пень - ………………………………………..
Иголка
– …………………………………..
Ветка
– ……………………………………..
Шишка
–……………………………………
8. Игра «Скажи наоборот»
Ствол
у березы тонкий, а дуба … толстый.
Дерево
высокое, а кустарник ...
Один
кустарник большой, а другой ...
У
ели ветки толстые, а у осины ...
Бывают
корни длинные, а бывают ...
9. Задание «Подбор
слов-действий»
Деревья — качаются, стоят,
шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают
землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
10. Упражнение «Собери
гербарий»(добавь нужное слово)
Сорву с дуба….(дубовый лист)
Сорву с клена….(кленовый лист)
Сорву с березы…(березовый лист)
11. Игра «Есть – нет»
Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)
Взрослый: «У меня есть дубовый лист.(осиновый
лист,кленовый лист, еловая шишка.)»
Ребенок: «У меня нет дубового листа. (осинового листа,
кленового листа, еловой шишки.)»
12. Упражнение «Измени предложения
по образцу»
Лист
желтеет на ветке – листья желтеют на ветке
Заяц сидит на пне –
Ежик бежит по дорожке…..
Мальчик поёт песню…………..
Ребенок идет домой ………….
Он колет дрова………….
Она собирает листья………
13. Игра «Скажи наоборот» (Закончи предложение, а затем повтори его полностью)
Дерево высокое, а куст…(низкий)
Дорога широкая, а тропинка ……….
Дуб большой, а рябина……………..
Орехи крупные, а семечки………….
14. Упражнение «Подбери действие»
- Лес что делает?
(растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух,
радует….)
- Сосна что делает?
(шумит, качается, растет, стоит, зеленеет, радует, пахнет…)
15. Загадки
Летом одевается,
Зимой раздевается
(лиственный лес).
Весной – в цветном
платьице,
Зимой – в белом
сарафане (лиственный лес).
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает (лес).
Много рук, а нога одна
(дерево).
Его весной и летом
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
(дерево).
Позже всех лесных
друзей
Сбросит он листву с
ветвей (дуб).
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки
(береза).
16. Прочтите ребёнку стихи о природе осенью
А.С.Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…», «Уж небо
осенью дышало…».
Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной…».
А.Н.Плещеев, «Осень наступила, высохли цветы…».
17. Составление рассказа по схеме.
Предложить ребенку составить рассказ о дереве, опираясь на схему. Побуждайте
ребенка говорить развернутыми, полными предложениями с использованием эпитетов
и сравнений, сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций.
18. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.10.2024
Дата обновления: 09.10.2024
Дата публикации: 09.10.2024