11.09.2024
«ЗНАЧЕНИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ»
Произношение
звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного
комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью
развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно
говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык,
формирование которого требует проведения специальных занятий.
Именно
совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная
гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов,
развитие их силы и дифференцированности движений.
Значение артикуляционной
гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих
мест в преодолении речевых нарушений у детей.
При
произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который
участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей
повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т.е.
чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять
свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов,
их достаточной подвижности и способности перестраиваться.
Ребенок с
младенческого возраста проделывает большое количество артикуляционно-мимических
движений губами, языком и челюстью, сопровождая их лепетом, бормотанием и
другими диффузными звуками. По сути они выполняют роль гимнастики в
естественных жизненных условиях.
По мере
взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата происходит
постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная гимнастика
является своеобразной базой, на основании которой строится дальнейшая работа.
Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он
не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при
произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие
не даст никакого результата.
Особенности артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной
гимнастики в логопедической работе заключается в выработке
полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении
объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса
звукопроизношения.
Упражнения
проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются
последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того,
чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок могу ощущать
и запоминать все свои действия.
Сначала все
занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен
зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения
индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями,
постепенно доводя это количество до 10.
Регулярное
выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- укрепить мышцы и органов
артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
- научить ребенка удерживать
необходимую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность органов
артикуляционного аппарата;
- подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.
Упражнения для артикуляционной гимнастики
Чтобы
правильно подобрать упражнения, необходимо знать, какие именно движения
характерны для различных артикуляционных органов.
Язык – это
самый подвижный речевой орган. Он состоит из корня и спинки, состоящей из
задней, средней и передней части. В зависимости от того, какая именно часть
языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на заднеязычные (к,
г, х), среднеязычный (й) и переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц).
Уровень
подвижности губ также играет большую роль в произношении звуков. Губы могут
округляться (когда мы произносим «о»), вытягиваться в трубочку (звук «у»),
выдвигаться вперед и т.д. При произношении определенных звуков (б, п, м) губы
смыкаются между собой, а при произношении звуков в и ф, между губами образуется
небольшая щель.
Нижняя
челюсть может опускаться или подниматься, что очень важно при произношении
гласных звуков.
Мягкое нёбо
также может подниматься или опускаться. Когда оно опущено, то выдыхаемая нами
воздушная струя проходит через носовую полость, в результате чего образуются
такие звуки, как м, м’, н, н’. Если оно поднято, то проход в полость носа
закрыт, поэтому воздушная струя идет только через рот.
Рекомендации к выполнению упражнений
Основополагающая
роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе
требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных
рекомендаций в работе с ребенком:
1.
Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка
закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных
энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество
упражнений на несколько блоков.
2.
Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать
постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5
повторений, повышая до 10 и выше.
3.
Удержание артикуляционной позы (статические
упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
4.
Занятия лучше проводить в игровой форме.
5.
Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо,
но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.
6.
Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом.
Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные
движения.
7.
Педагог должен следить за правильностью выполнения
упражнений: темп, плавность, точность и т.д.
Успешность
выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную
роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы.
Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у
него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому
мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также
можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2024
Дата обновления: 18.09.2024
Дата публикации: 11.09.2024