12.09.2024
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию материал, с помощью
которого вы сможете закрепить представления детей о лете, активизировать способности
описывать впечатления. Целью наших общих усилий является: совершенствование
грамматического строя речи, автоматизация правильного произношения и
дифференциации в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков,
развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления,
восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Задачи:
- учить согласовывать
имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;
- упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
- развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
- расширять, активизировать
словарь по теме;
- способствовать развитию речи, памяти и мышления ребенка.
Рекомендации для родителей. Следите, чтобы ребёнок отвечал на
вопросы полным предложением, не односложно. Дайте ребёнку возможность подумать,
не спешите ответить за него. Если ребёнок дал неправильный ответ, предложите
ему подумать ещё. Не забудьте похвалить ребёнка, когда он закончит задание.
Дети подготовительной группы должны
использовать в речи:
Существительные:
лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, велосипед, колокольчик, ромашка,
василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты,
футболка, платье, туфли, сандалии,
восход, закат, радуга, гром, гроза.
Глаголы:
плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,
ухаживать, согревать, светить.
Прилагательные:
яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое,летний; белые
(ночи), ясные (дни), лазурное (небо).
Наречия:
жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.
1. Поинтересуйтесь,
понимает ли ребенок значение "летних слов":
теплое, яркое,
жаркое (солнце); густая, высокая (трава);
спелые, сочные,
ароматные (ягоды); прозрачный, чистый
(воздух); купаться,
загорать, рыбачить (ловить рыбу), нырять;
загар, жара, зной, ливень,
лес, поле, луг, речка, озеро; цветы,
ягоды, грибы.
2. Скороговорка
Цель: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью
дикции и произношением.
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
3.
Задание «Составь рассказ»
Какое время года изображено на картинке? Назови признаки
лета. Составь по картине короткий рассказ.
4. Игра «Один – много»
Ягода – ягоды, гриб - …, дождь - … , лес - …, луг - … , цветок
- …, речка - …, корабль - …, зонт - …,
облако - …
5. Игра «Слова - родственники»
Цель: развивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)
Лето – летний, летняя, по-летнему
ветер – ветерок, ветрище,
ветреный
гроза – грозовой, грозовая
дождь – дождливый, дождевик,
дождливая, дождище
река – речной, речка,
речушка, речная
солнце – солнечный, солнышко,
солнцезащитный.
6. Игра «Слова - приятели»
Цель: умение подбирать близкие по значению слова (синонимы)
Жара – зной, жар, пекло
Тишина – безмолвие, затишье,
тишь
Жаркий – горячий, палящий,
знойный, раскалённый
7. Игра «Слова - неприятели»
Цель: обогащать словарь антонимов по теме
Гром – тишина
погожий – ненастный
жаркий – холодный
облачный – безоблачный
прохладный – знойный
дождливый – солнечный
ветреный – тихий
летний – зимний
ясный – пасмурный
засушливое – дождливое
8. Игра «Очень сложные слова»
Цель: образовать сложное слово из двух простых
Ход:
Сено косит – сенокосилка
сено сушит – сеносушилка
сено косят – сенокосы
зерно сушит – зерносушилка
гром отводит – громоотвод
разные цветы – разноцветный
солнце печёт – солнцепёк
9. «Когда это бывает?»
Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава —
осенью: яркое солнце, горячий песок — летом и т.д.
10. Игра «Один - много»
Цель: образование ед. и множ. числа существительных в
именит. и родит. падежах
Ход:
Цветок – два цветка – много
цветов
облако - … -
дождинка - … - …
костёр - … - …
палатка - … - …
молния - … - …
панамка - … - …
зонт - … - …
аромат - … - …
удочка - … - …
поход – … - …
купальник - … - …
сарафан - … - …
11. Игра «Подбери пару»
Цель: согласование существительных с прилагательными и
причастиями
Ход:
Моросящий - … дождь
скошенный - … луг
загоревшая - … девочка
цветущая - … поляна
благоухающие - … цветы
отдохнувшие - … дети
обжигающее - … солнце
плывущие - … облака
купающиеся - … люди
12. Игра «Я – он – она – вы – мы - ты»
Цель: спряжение глаголов
Ход:
Я - загораю, купаюсь,
плыву (еду, отдыхаю, радуюсь)
Ты - … ; мы - …; вы - …; он -
…; она - …; они - …
13. «Что бывает?»
Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди,
грозы; весной...; осенью...
14. «Какие вещи нужны летом?»
Детям предлагается рассмотреть картинку и назвать, какие из нарисованных предметов нужны летом. Предметы, не нужные летом, предлагается зачеркнуть.
15.
Упражнение «Подбирай слова». Закончи предложения: подбери как можно
больше слов-предметов. Образец: Летом в лесу
много деревьев: елей, дубов, сосен...
· Летом
в лесу можно увидеть много разных животных: …
· Летом
в лесу растёт много грибов: … -и ягод: …
· Летом
на полянах много цветов: …
· Над
ними летает много насекомых: …
16.
Упражнение «Стань художником».
Предложите
ребенку отгадать загадки, выучить 2 по выбору, нарисовать отгадки цветными
карандашами.
Ветер, сильный и могучий,
Вдруг нагонит в небе…
(Тучи)
Побежали по дорожке
серебристых нитей ножки. (Дождик)
Я
соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я
реки согреваю, купайтесь - приглашаю.
И
любите за это Вы все меня, я... (лето).
Она
под осень умирает и вновь весною оживает.
Иглой
зеленой выйдет к свету, растет, цветет она все лето.
Коровам
без неё - беда:
Она
их главная еда. (Трава)
Поднялися
ворота,
Всему
миру красота.
Приказало
солнце: «Стой,
Семицветный
мост крутой». (Радуга)
Летит,
пищит, ножки длинные тащит,
Случай
не упустит: сядет и укусит. (Комар)
Целый
день он спать не прочь,
Но
едва наступит ночь,
Запоет
его смычок,
Музыканта
звать... (сверчок).
На
ромашку у ворот опустился вертолет –
Золотистые
глаза, кто же это? (Стрекоза)
17. Пальчиковая
гимнастика «Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый
счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!)
18. Проверочные вопросы
Уточните последовательность смены времён года. Спросить у
ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее
лету и последующее за летом время года. Повторите и закрепите названия летних
месяцев. Попросите вспомнить и рассказать, чем ребенок занимался прошедшим
летом.
19. Предложите ребенку раскраски по теме. Побеседуйте о содержании картинок, побуждая ребенка
говорить развернутыми предложениями с использованием эпитетов и
сложноподчиненных конструкций.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.09.2024
Дата обновления: 12.09.2024
Дата публикации: 12.09.2024