02.09.2024
Консультация
для родителей
«Адаптация
детей 2-3 лет в детском саду»
Адаптация ребенка к саду — это
привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша
детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми
отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к
новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической
энергии, напряжения, а также физических сил организма.
Что
такое адаптация?
Адаптацией принято называть процесс
вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык
к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи,
взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду
большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу
придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям
не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Особенности поведения малыша в
адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко
задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда
закончится этот «ужас»?
Снижение
общительности.
Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются
контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей
отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.
Низкий
познавательный интерес.
Из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в
образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать
за действиями взрослых и одногруппников.
Обратное
развитие.
Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные, которые успешно применял
дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.
Деградация речи.
Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова
– например, бибика.
Изменение
двигательной активности.
Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и
медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в
первую очередь, от типа темперамента.
Нарушение сна
В спальню идут со слезами и криком. А если засыпает, то постоянно
просыпается и всхлипывает.
Пониженный аппетит
Есть дети, которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые
могут «объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё - таки садятся
за стол.
Частые заболевания
Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен
вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию
приходится начинать буквально с нуля.
Адаптация ребенка к саду и болезни
нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому
стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям.
Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения
садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является
психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты
является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально
заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с
легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную
слабость, отказываясь противостоять простуде.
Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к
болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а
также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся,
если этого не происходит.
Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает,
что она затягивается на 4 месяца.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
1. Легкая. Длится от 1
до 16 дней.
2. Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
3. Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Как
облегчить период привыкания к детскому саду?
Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду
заранее и соблюдать следующие рекомендации:
- Соблюдайте
режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за
один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
- Приближайте
рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только
протертой пищей!
- Чтобы
ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
- Необходимо
обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания.
Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме
застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его
самочувствии.
- Соблюдайте
самое важное правило: спокойная мама —
спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять
спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние.
Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания,
она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на
расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали,
пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли —
вот правильный алгоритм действий в первые дни.
- Время
нахождения в детском саду увеличивайте постепенно.
В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не
рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным
увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после
обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять
уже на целый день.
- Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее
адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может
стать веской причиной непосещения ДОУ.
- Придумайте
«ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка
домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и
уходите.
- Дайте
ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать
ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать
«ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не
попадете.
- Создайте
мотивацию для посещения детского сада нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
- Никогда
не обсуждайте то, что не устраивает вас в
детском саду при ребенке.
- Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников,
чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки
родителей, затрудняющие адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к
садику:
-
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня
— пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно
вызвать позитивные эмоции?
-
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что
он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3
лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите
и обязательно заберете из детсада.
-
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама
сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не
выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать,
если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь.
Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить
конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку
пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое
дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.
Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители,
зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого
периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около
полугода.
Редкие детки сталкиваются с так
называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же
просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год. Возможно, за это время
он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2024
Дата обновления: 08.09.2024
Дата публикации: 02.09.2024