11.06.2024
Уважаемые родители!
Для занятий используйте
познавательные видео для формирования у ребенка представлений о времени.
Изучаем время по электронным часам
Для мотивации обучения лучше купить часы с детским рисунком. Отправьтесь
за покупкой вместе с ребенком. Уступите право выбора в этом вопросе вашему
малышу. На часах, с помощью которых вы будете учить дошкольника определять
время, должны быть хорошо видны и стрелки, и цифры. Кроме того, циферблат
должен иметь минутные деления (все 60).
К процессу обучения ребенок должен иметь базовые знания о времени, уметь
считать, знать цифры. Понятия «час», «минута», «секунда» даются постепенно, с
использованием наглядности (часов или макета) и закрепляются на практике.
О чем информирует циферблат
Сначала необходимо дать информацию о циферблате – той части часов, которая
зрительно отображает время. Затем совместно с дошкольником разобрать, какие
цифры есть на часовом поле, особенность расположения их по кругу. Для
закрепления полученных знаний полезно предложить ребенку нарисовать цифры на
круге, который послужит шаблоном часов. Пока дошколенок определяет место
каждого числа и выводит его на бумажном диске, у него упорядочивается
информация о круговой часовой шкале.
Часовая стрелка
Следующий этап – это знакомство с часовыми стрелками. Посчитайте с ребенком,
сколько всего стрелок на часах. Обратите внимание на их длину. Акцентируйте
внимание на названиях: «часовая», «минутная», «секундная». Объясните, почему
они так называются. Уточните, что именно короткая указывает, какой сейчас час и
поэтому называется «часовая».
Проведите небольшой эксперимент: пусть ваш дошкольник самостоятельно определит,
какая из стрелок движется быстро, а какая медленно. Сделайте выводы совместно.
Не забудьте объяснить и показать наглядно движение по часовой стрелке и против.
Обязательно уточните, что время всегда движется только вперед, а стрелки –
только в одном направлении.
Минутная стрелка
После информации о часовой стрелке необходимо объяснить ребенку назначение
минутной. При этом важно обратить внимание на длину стрелки (длинная) и
предназначение (показывает минуты).
Нужно показать, где на циферблате отмеряется время по минуте. Затем объяснить,
что 30 минут составляют половину часа, и где находится большая стрелка в этот
момент.
Следует также познакомить с «удобным секретом», что есть четвертинка часа.
Движением стрелки продемонстрировать четверть, соотнести с количеством минут.
Повторить со следующей четвертью и помочь дошкольнику уяснить, что минутная
стрелка отмеряет такие интервалы четыре раза в одном часе.
Только после обстоятельного разбора движений часовой и минутной стрелок,
соедините полученную информацию воедино. В результате дошкольник может и должен
усвоить, что точное время – это логическое совмещение цифровых показателей
часовой и минутной стрелок.
Учим ребенка определять время с помощью тренажера
Мало объяснить ребенку, что и как показывают часы. Только единицы детей поймут
механизм определения времени со слов взрослого. Деткам нужно поупражняться, и в
действии понять, как «ходят» часы со стрелками, и что они сообщают. В качестве
тренажера отлично подойдут самостоятельно сделанные часики. Ребенок легко
справится с передвижением стрелок на макете.
Тренажером могут служить как часы-поделка, так и приобретенные в отделе
игрушек. Главное, чтобы цифры на циферблате были крупные, а стрелки съемные.
Мастерим
часы своими руками
Научить
малыша определять время по часам поможет наглядное пособие, сделанное своими
руками. Как смастерить часы:
ü вырезаем
круг из картона;
ü расчерчиваем его на четыре равные части;
ü четвертинки
делим на три части;
ü пишем цифры
на циферблате от 1 до 12;
ü вырезаем
стрелки из картона;
ü прикрепляем
стрелки с помощью кнопки, маленького гвоздика или болтика.
Еще проще сделать макет часов, используя одноразовые тарелки из бумаги или
пластика. Очень хорошо, если помощником будет ваш ребенок. Для него это
дополнительная мотивация узнать новое.
Тренируемся с часовой маленькой стрелкой
Сначала оставляем на тренажере короткую стрелку и прорабатываем понятие «час».
Например: ставите стрелку на цифру 3, уточняете у ребенка какая это цифра и
объясняете, что на часах это означает «3 часа». Для дальнейшего закрепления
переводите стрелку по кругу, и пусть малыш озвучивает час (цифру).
Обучаем определению минут
Далее дошкольник упражняется с минутной стрелкой. Для начала передвигает ее на
1-2 минутных деления. Освоив весь круг, сосредотачиваем внимание ребенка на
четвертных показателях.
Напоминаем ребенку понятие «полчаса» (длинная стрелка стоит на цифре 6 и это
«30 минут», «полчаса» или «половина часа»);
Переходим к временному промежутку «15 минут» – четвертинке (длинная стрелка
стоит на цифре 3);
Объясняем остальные минутные промежутки (показываем вариативность, предлагаем
поиграть и выставить стрелки самостоятельно).
Примечание:
Эту информацию сможет усвоить только ребенок, который считает до 60.
Учим определять время на часах по двум стрелкам
Если ребенок понял, что и как показывают на часах короткая и длинная стрелки,
можно объединять усвоенный материал. Взрослому необходимо не просто объяснить,
а показать на практике, как можно определять заданное время (например, 3 часа
20 минут). Ребенок сначала повторяет, затем выполняет предложенные задания
самостоятельно. Для соединения полученной информации можно использовать
сказочный контекст: «К маленькой стрелке пришла большая, они подружились и
стали вместе показывать время».
Закрепляем результат, используя игры и задания
Изучив время по часам, необходимо закреплять эту информацию с помощью игр и
специальных заданий. Примеры упражнений:
1. Дополнить предложение: «В часе…минут»; «В
сутках…часа»; «В году…месяцев» и т.п.
2. «Назови пару час-минуты»: Ведущий называет любую цифру
на циферблате, а ребенок озвучивает, сколько минут она определяет (цифра 4 –
это 20 минут).
3. «Когда?». Дошкольнику показывают картинки с разными
сюжетами, а он на часах должен показать, когда происходит это действие. Например,
на карточке нарисован малыш, который потягивается около кровати. Участник игры
показывает на часах время подъема.
4. «Определи, какое время показывают эти часы».
Дошкольнику демонстрируют карточки, на каждой из которых изображены часы,
показывающие разное время. Необходимо определить какое время зафиксировали
часы.
Постепенно образы времени будут обогащаться личным опытом, тренировкой, и к
началу обучения в школе ребенок овладеет таким сложным, но очень нужным навыком
– определение времени.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.06.2024
Дата обновления: 12.06.2024
Дата публикации: 11.06.2024