11.09.2021
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
(в подгруппах и индивидуально)
Готовность или
неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его
речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе,
является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены
практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по
развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости,
четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над
формой речи, ее структурой. Школьное обучение предъявляет ребенку новые
требования к его речи, вниманию, памяти.
Что
такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии
готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка
как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны
речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
2. Полная сформированность
фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы
(звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу
и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического
строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с
предложением.
У
детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими
компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень
сформированности языковой готовности к школе.
Наличие у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
Задача логопеда
— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до
такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Логопедические
занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на
регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребёнка к школе.
У логопедических
занятий 3 основные задачи.
Первая задача, стоящая перед специалистом развивать у детей понимание речи;
приучать к наблюдению и осмысливанию окружающих предметов и явлений, что
позволяет выявить и увеличить объём представлений имеющихся у ребёнка;
формировать обобщающие понятия; способствовать становлению навыков
словообразования, словоизменения; учить использовать в речи простые, но
распространённые предложения и некоторые сложные синтаксические структуры.
В рамках следующей задачи при помощи логопедических занятий у детей формируется
правильное произношение звуков; специалист развивает фонематический слух и
восприятие; работает над закреплением навыков правильного произношения; следит
за тем, чтобы речь ребёнка была внятная и выразительная; готовит к изучению
важнейших навыков звукового анализа и синтеза.
Ещё одна задача подразумевает обучение самостоятельным высказываниям.
Когда ребёнок уже умеет использовать в своей речи различные предложения,
начинает вырабатываться умение рассказывать о своих впечатлениях, событиях,
пересказывать содержание картин и серий сюжетного характера.
Весть комплекс логопедических занятий
для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка.
Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение.
Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других
ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в
разнообразных видах деятельности.
Существует несколько
видов логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно
выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые
занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому
лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых
всеми детьми звуков. Фронтальные занятия: по формированию правильного
звукопроизношения, развитию навыков звукового анализа и синтеза и обучение
грамоте, второй вид- формирование лексико-грамматических категорий и развитие
связной речи. Первый вид фронтальных занятий в логопедических группах проходит
в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На
первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический
материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным
изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые
звуки.
На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в
произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной
познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д.
Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание
структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и
произносит звуки, которые имеются в его речи.
В отличие от фронтальных подгрупповые логопедические занятия проводятся с
подгруппой детей имеющих сходные нарушения звукопроизношения. Вполне
естественно, что за год обучения состав подгрупп детей меняется в зависимости
от индивидуальных динамических изменений, которые происходят в коррекции речи
каждого отдельного ребёнка.
В ходе подгрупповой работы у детей закрепляются и автоматизируются навыки
грамотного произношения звуков, которые имеются в речи ребёнка; происходит
постановка отсутствующих звуков различными логопедическими методами.
Наблюдается некоторая взаимосвязь между имеющимися звуками и звуками, которые
произносятся не верно. Звуки появляются в некоторой последовательности,
зависящей от тех звуков, которые дефектно произносятся ребёнком.
Индивидуальные логопедические занятия необходимы для того, чтобы развивать у ребёнка лексически правильное оформление речи.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с теми детьми, которые
затрудняются в произношении сложных слов, имеют разнообразные патологии речи,
нарушения в строении артикуляционного аппарата. На индивидуальных занятиях логопед совершенствует
произношение ребёнка, его фонематические процессы, развивает активный словарь,
работает над становлением грамматического строя речи, учит детей строить
связные высказывания, развивает артикуляционную моторику и мелкую моторику рук,
которая имеет огромное влияние на развитие речи ребёнка. Как видно из вышеперечисленного индивидуальные логопедические занятия имеют
большие возможности для развития речи детей. В ходе занятия логопед устанавливает более
тесную связь со своим подопечным, в связи с этим увеличиваются шансы на лучшие
результаты.
Логопедические
занятия для детей имеют большие возможности для своевременного предупреждения и
устранения речевых проблем. Это важно, так как качество развития речи ребёнка
влияет на весь процесс обучения в целом, а также на эмоциональное развитие
детей, так как хороший уровень речи помогает ребёнку общаться с окружающими,
ясно выражать свои желания и мысли, задавать интересующие вопросы,
контактировать со сверстниками по поводу совместной игры. И чем лучше будет
развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему
будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная
письменная речь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2021
Дата обновления: 29.10.2021
Дата публикации: 11.09.2021