Формирование слоговой структуры слова с I по XIV тип по Н.С.Четверушкиной

12.10.2020

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР

 

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

 Работа над слоговой структу­рой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой нужно не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а всегда со слов I типа.

Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

Например, научив ребенка правильному проговариванию и прохлопыванию несколь­ких слов, ему можно предло­жить игру «Что пропало?». Используются несколько кар­тинок с уже пройденными словами. Он их называет, за­поминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие кар­тинки пропали.

Можно также поиграть в игру «Запомни, назови». Вы­ложив несколько картинок, попросите ребенка назвать их и запомнить порядок располо­жения. Закрыв глаза, ребен­ку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок рас­положения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит каждое слов многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Такая игра, помимо от­работки слоговой структуры слов, хорошо развивает зри­тельную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева направо, что является од­ним из необходимых навыков при обучении грамоте.

Логопед заранее отбирает картинки для игр

1.      Двухсложные слова из открытых слогов

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Муха

Лиса

Сова

Коза

мама

Пицца

Кофе

Рыба

Киви

дыня

Духи

Пена

Лото

Бусы

лупа

Мячи

Пилы

Кеды

Дома

липы

 

2.      Трехсложные слова из открытых слогов.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Собака

Корова

Медуза

Макака

Акула

Молоко

Бананы

Пироги

Ягоды

Овощи

Лопаты

Машина

Качели

Колесо

Панама

Кубики

Утюги

Медали

Пионы

Газеты

 

3.      Односложные слова.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Лев

Бык

Кит

Конь

Сом

Лук

Сыр

Суп

Мед

Чай

Меч

Фен

Пень

Мяч

Бак

Мн.пуль

Мн.щук

Мн.нот

Мн.мух

Мн.кос

 

4.      Двухсложные слова с закрытым слогом.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Петух

Лебедь

Кабан

Жираф

Хомяк

Лимон

Банан

Кусок

Салат

Батон

Букет

Вагон

Диван

Веник

Бубен

Мн.окон

Мн.дубов

Мн.маков

Мн.веток

Мн.банок

 

5.      Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Белка

Зайка

Утка

Мышка

чайка

Икра

Тыква

Вишня

Булка

вафля

Бочка

Сумка

Лента

Будка

юбка

Нитки

Кепки

Туфли

Лейки

Дудки

 

6.      Двухсложные слова из закрытых слогов.

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Медведь

Индюк

Солдат

Матрос

павлин

Бульон

Омлет

Компот

Тортик

морковь

Сундук

Костюм

Бантик

Балкон

магнит

Мн.пеньков

Мн.венков

Мн.камней

Мн.болтов

Мн. танков

  

3.      Трехсложные слова с закрытым слогом.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколькоХочу такой сайт

Попугай

Пеликан

Муравей

Теленок

бегемот

Ананас

Кабачок

Пирожок

Шоколад

Помидор

Кошелек

Магазин

Телефон

Самокат

молоток

Мн.букетов

Мн.пакетов

Мн.билетов

Мн.гамаков

Мн.каминов

 

4.      Трехсложные слова со стечением согласных.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Дельфины

Кенгуру

Кукушка

Мальвина

Улитка

Пельмени

Сосиска

Булочка

Повидло

Эскимо

Ножницы

Перышко

Бутылка

Рубашка

Иголка

Подушки

Листики

Тарелки

Пеленки

альбомы

 

5.      Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Осьминог

Айболит

Пожарный

Фокусник

Бурундук

Баклажан

Апельсин

Огурец

Рассольник

виноград

Самосвал

Ошейник

Стадион

Карандаш

будильник

Мн.кисточек

Мн.таблеток

Мн.кирпичей

Мн.кораблей

Мн.девевьев

 

6.      Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Незнайка

Настенька

Лентяйка

Атлетка

Индейка

Окрошка

Конфетки

Ватрушка

Котлетки

Картошка

Избушка

Тетрадка

Корзинка

Аптечка

Курточка

Кисточки

Лампочки

Матрешки

Салфетки

Косточки

 

7.             Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Слон

Гном

Волк

Краб

Клещ

Хлеб

Блин

Кекс

Плов

Квас

Бант

Шкаф

Зонт

Стул

Плед

Мн.книг

Мн.брюк

Мн.труб

Мн.букв

Мн.пальм

 

8.      Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

 

одушевленные

съедобное

неодушевленные

несколько

Птичка

Свинка

Пчелка

Внучка

дворник

Слойка

Свекла

Плюшка

Фрукты

клюква

Клетка

Пленка

Гнездо

Свечка

плитка

Шляпки

Кнопки

Звезды

Флажки

крышки

Описания игровых фонов.

 

Все слова в играх употребляются в именительном падеже и не склоняются. Слова во множественном числе употребляются так, как написаны.

 

  v «Живое-неживое»  Логопед отбирает 5 картинок «живых» и 5 предметных. Ребенок четко проговаривает каждое слово и раскладывает по нужным сердечкам.

 

  v «Назови СЛОВО ПРАВИЛЬНО» Помоги учителю, научить детей правильно произносить слова.

 Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит слово, переставляя слоги. Ребенок, должен назвать слово правильно и положить картинку на парту.

Пример: « зе-ты-га….газеты, мот-бе-ге…..бегемот и т.д.»

 

v «Конец слова за тобой»  В лесу живет Эхо, у него пропал голос, оно может только начать слово, а ты продолжи его.

 

v Логопед, произносит первый слог и показывает картинку, а ребенок, проговаривает слово дальше, затем называет слово полностью.

v «Что показывали в кино?» Логопед переворачивает любые картинки обратной стороной, ребенок переворачивает и называет правильно каждое слово. Говорим ребенку, что нам помогают 3д-очки.

 


     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.10.2021

Дата обновления: 27.10.2021

Дата публикации: 12.10.2020

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».