Игры для развития внимания, памяти, мышления и речи для детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей

11.05.2024

 Консультация для родителей


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (часть3)

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

 

Игра «Что слышно?»

Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости. Возраст: с 3 лет.

вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

 

Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольного внимания Возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

 

Игра «Самый внимательный»

Цель: развитие объема внимания, умения сосредоточиваться.

Возраст: с 4 лет.

 Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

 

Игра «Кто позвал?»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 4 лет.

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

 

Игра «Летает - не летает»

Цель: развитие произвольного внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если может, мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает». Если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

 

Игра «Испорченный телефон»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 4 лет.

вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое- нибудь слово или фразу, тот передает это дальше. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью, и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра. Как правило, в очень веселой атмосфере последнему достается весьма искаженная история. Нужно помочь детям понять, что нельзя верить тому, что «кто-то что-то сказал», слухам и сплетням.

 

Игра «Зеваки»

Цель: развитие активного внимания.

Возраст: с 4 лет.

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Неправильно выполнивший задание выходит из игры.

 

Игра «Что нового?»

Цель: развитие произвольного внимания.

Возраст: с 4 лет.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картину. В это время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

 

Игра «Ищи безостановочно»

Цель: развитие активного внимания.

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

 

Игра «Гляди, сколько нужно»

Цель: развитие активного внимания.

Возраст: с 4 лет.

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

 

Упражнение «Счастливые хрюши»

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет.

 Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия).

 

Игра «Ухо - нос»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам. Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

 

Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

 

Игра «Тропинка»Хочу такой сайт

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет.

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит, куда ступил предыдущий, и старается точно следовать по пятам этого игрока. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

 

Игра «Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый

флажок - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

 

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного

Анализатора.

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

 

Игра «Добавь слово»

Цель: развитее внимания и памяти.

Возраст: 4- 6 лет.

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

 

Игра «Запрещенные движения»

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз - все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

 

Игра «Стаканчик»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты предметов.

 

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 5 лет.

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

 

Игра «Художник»

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

 

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

 

Игра «Найди ошибки»

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5-6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны малышу. Чтобы усложнить игру, сделайте  более заметные ошибки.

 

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

 

Игра-упражнение «Сравни предметы»

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет.

Перед ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем, чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

 

Игра «Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции.

Возраст: с 5 лет.

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, он должен догнать водящего и осадить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит другой.

 

Игра «Менялки»

Цель: развитие активного внимания.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза и пр.) После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий должен занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

Вариант «Менялки игрушек». Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.05.2024

Дата обновления: 12.05.2024

Дата публикации: 11.05.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».