29.04.2024
Малая Родина. У
каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая
на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Все мы знаем,
какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему,
даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а
находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве
своей малой родины? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко
всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Дошкольное детство
– это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек
постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает
первые представления о своей стране, знакомиться с особенностями родного края.
Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Нравственно-патриотическое
воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой
частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители –
первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с
социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями,
которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное
учреждение.
Есть Родина
большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А
малая родина – это место, где человек родился и живет. «Малая Родина» для
маленького ребёнка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа,
которая его окружает, родная улица. Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются
первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И
счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом,
бабушкой, дедом, кто узнаёт, что по этим улицам, этими лесными дорогами
проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым
поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излучиной что-то связано.
Они — часть их жизни, они — родные. Так ощущение родства в детской душе выходит
за стены родительского дома: начинается путь к познанию Родины.
Каждый край,
город, даже небольшое село, неповторимы в своей природе и славятся своей
историей, традициями, памятниками, людьми.
Пусть маленький
человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому
новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Одним из важнейших
организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь
и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности
ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества,
являются прогулка-экскурсия, прогулка-поход. В процессе тематических экскурсий,
прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает
особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно- нравственные
традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом
процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда
ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Гуляя с
дошкольником, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребёнок видит
свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно
спешащая. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица
совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным.
Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся
капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу,
озарённую светом, и осеннюю – омытую серыми дождями. Всё это впечатления, помогающие
ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном,
обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает,
наблюдает за жизнью родного села, города.
Внимание ребёнка
полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, а также
таким социально значимым объектам как школа, дом культуры, библиотека, почта и
др. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства
людей вполне по плечу любому родителю. Ребёнку полезно объяснить, почему так
назвали улицу, город.
Можно организовать
прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами и памятниками
погибшим воинам и первым поселенцам города, посещение музея. При этом
необходимо дать детям возможность не только воспринимать информацию, но и
рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с
окружающими.
Уделяя время
прогулкам, обращайте внимание на красоту города во все времена года, на чистоту
улиц, своеобразие различных домов и дворов. Воспитывайте в детях желание
вносить свой вклад в облагораживание своего двора, улицы, города.
Непосредственные
наблюдения, в сочетании с усвоением доступных знаний, способствуют развитию
образного и логического мышления ребенка. Прогулки, походы и экскурсии по родным
местам способствуют эмоционально-эстетическому развитию, помогают увидеть
красоту и уникальность окружающей природы, бережно к ней относиться.
Если представиться
возможность, посетите производство, где работают папа, мама, бабушка или
дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о
своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края (рыбаках, судостроителях,
металлургах и др.) Знакомство с любой профессией даёт возможность показать
ребёнку значение каждого вида труда для всех людей города, для всей страны.
Весь комплекс
воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство
восхищения родным городом, краем, воспитывать любовь и привязанность к тем
местам, где он родился и живёт.
Однако было бы неверным,
знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию
того, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и
маленьких, есть много общего:
·
Повсюду
люди трудятся для блага других, они всегда готовы помочь друг другу;
·
В
родном городе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают
общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают
новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и
т.д.;
·
В
родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;
·
Когда
говорят «земляк» это указывает на принадлежность человека к тому краю, городу,
где он живёт;
·
Здесь,
как и по всей стране, люди берегут и охраняют природу, проявляют заботу о
детях;
·
Каждый
человек любит свою малую и большую Родину и гордится ею.
В.А.Сухомлинский
говорил: «Красота родного края - это источник любви к Родине. Но нельзя любить
то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой родной
край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть
ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда
сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Так давайте
воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для
них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для
успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на
нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.05.2024
Дата обновления: 09.12.2024
Дата публикации: 29.04.2024