Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в ДОУ. Ориентировочная продолжительность различных видов работ педагога-психолога образовательной организации

12.05.2021

Методические рекомендации

 «Об особенностях функционирования психологической службы образовательных организаций Республики Крым в 2019/2020 учебном году»

 

В условиях реализации в образовательных организациях Республики Крым федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»  необходимым элементом образовательного процесса школы, воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения является психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Профессиональная деятельность педагогов-психологов регламентируется нормативно-правовыми документами, представленными ранее на сайте государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования» (далее – ГБОУ ДПО РК КРИППО) в разделе «Практическая психология. Нормативно-правовая документация» и в инструктивно-методических письмах «Об особенностях функционирования психологической службы». При планировании деятельности в 2019/2020 учебном году специалистам муниципальных органов управления образованием, курирующим психологическую службу, администрации образовательных организаций, педагогам-психологам рекомендуется принять во внимание следующие документы:

- Концепцию развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Министром образования и науки О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 года. – Электронный ресурс. – Режим доступа:

 https://psy.su/content/files/КОНЦЕПЦИЯ%20психологической%20службы.pdf ;

- План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 года. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 ;

- Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11052016-n-536/ ;

- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 июня 2019 № ТС – 1422/07 «О дополнительных мерах по обеспечению педагогами-психологами образовательных организаций». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://krippo.ru/index.php/practicheskaya-psihologiya ;

- решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» (Приложение 2 «Статус практического психолога службы практической психологии образования»). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/expertlaw/250248;

- Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 16 ноября 2018 года № 1368-р «Об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Республике Крым». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://s.siteapi.org/e88c7406484e8b5/docs/a6aklkv2n4occ0okk8s8k8oowwo8co ;

- материалы круглого стола - вебинара «Основные векторы и тенденции реализации профессиональных стандартов педагогических работников» от 21 февраля 2019 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://rospsy.ru/2019_02_21.

           

Регулирование рабочего времени педагогов-психологов системы образования

 

            В соответствии с п.8.1. Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», «режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации».

            Указанная деятельность может осуществляться педагогом-психологом как на рабочем месте, как и за пределами образовательной организации по согласованию с администрацией, с фиксацией данной формы работы в локальном акте, правилах внутреннего трудового распорядка, графике работы и осуществлением контроля администрацией за результативностью её выполнения.

            Трудовые функции педагога-психолога в рамках индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса, определенные Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», должны быть конкретизированы с учетом типа образовательной организации, специфики контингента обучающихся и профессиональных возможностей педагога-психолога.

            При составлении годового плана работы рекомендуем использовать ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (табл.1).

 

Ориентировочная продолжительность различных видов работ

педагога-психолога образовательной организации

 

Таблица 1

 

№ п/п

Виды работы

Среднее время

Расчетная единица

1.

Индивидуальная психодиагностическая работа с детьми: подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций,  в том числе:                    

3,5-6 часов в зависимости от возраста и цели

На одного чел.  

- выяснение истории развития

до 0,5 часа

- первичное/последующее обследование ребенка

до 1.5 часа/до 1 часа

- консультирование родителей

до 0,5 часа

- анализ результатов и написание первичного/последующего психологического заключения

до 3,5 часа/до 1 часа

2.

Групповая психодиагностическая работа: подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций  

 до 16 часов

на один класс / группу      

3.

Индивидуальная консультативная работа с учащимися, оформление результатов:

а) начальной школы:                         

 

На одну беседу

- первичное

до 30 мин.

- последующее

до 20 мин.

б) средней школы:

 

- первичное

до 45 мин.

- последующее

до 30 мин.

в) старшей школы:

 

- первичное

до 1 часа

- последующее

до 45 мин.

г) дошкольников

до 15 мин.

4.

Индивидуальная развивающая и  психокоррекционная работа, включая  подготовку, проведение и оформление результатов                         

до 30 часов

На один цикл 

5.

Подготовка и проведение педагогического консилиума, оформление результатов

До 5 часов 

На один консилиум (без учета диагностической работы)

6.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов                                    

Первичное 2-2,5 ч.   

На одну беседу

Вторичное 1,5 ч.

Последующее 0,7 ч.

7.

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов                               

1,0 - 2,5  часа

На одну беседу

8.

Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов 

до 30 часов

На один цикл 

до 7 часов

На одно мероприятие

9.

Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление  результатов                         

1 - 4  часа

На одно мероприятие        Хочу такой сайт

10.

Подготовка и проведение "психологических часов" для детей, оформление результатов                                                       

1,5 -  3,0  часа 

На одно занятие            

11.

Ежедневное оформление  документации 

0,5 часа

 

12.

Обобщение результатов работы, написание аналитического и статистического отчетов

5 часов

В полугодие

13.

Консультации в научно-методических центрах, учреждениях высшего образования, участие в работе методических объединений педагогов-психологов муниципального уровня 

До 8 часов

В месяц

Дополнительно для психологов, работающих в центрах

14.

Подготовка и проведение организационно-методических мероприятий с  педагогами- психологами образовательных организаций,  оформление результатов              

До 7 часов

На одно мероприятие              

15.

Проведение массовых обследований по заказам образовательных организаций (с учетом диагностической работы), оформление заключения и рекомендаций                        

До 20 часов

На группу обследуемых в 15 - 30 чел.    

16.

Участие в совещаниях, заседаниях управлений образования и других   управленческих учреждений           

По потребности

 

17.

Участие в работе медико-психолого-педагогических комиссий, комиссий    по делам несовершеннолетних и др.   

По потребности

 

18.

Подготовка к аттестации и участие в аттестации работников низовых звеньев службы, оформление результатов      

По потребности

 
 

Для более детального распределения времени на разные виды работ в зависимости от возраста детей можно использовать рекомендации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с , илл. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://doverieplavsk.narod.ru/olderfiles/1/SemagoTeoriyaipraktikaoccenkipsihi-20120.pdf.

Обращаем внимание, что непосредственно педагогическая деятельность педагога-психолога (т.н. активная) с участниками образовательного процесса должна составлять не менее половины недельной продолжительности его рабочего времени, т.е. 18 часов. Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может варьироваться при сохранении общего принципа организации психологического взаимодействия с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей этих взаимоотношений:

1)     групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми не рекомендуется проводить в начале рабочего дня и в понедельник;

2)     все диагностические процедуры целесообразно проводить с утра;

3)     в случае, если индивидуальное и групповое консультирование родителей постоянно проводится за пределами основного рабочего времени педагога-психолога, рекомендуется учесть это при составлении графика работы.

Следует отметить, что деятельность педагога-психолога в образовательной организации будет эффективной при работе не более, чем с 500 обучающимися на одного специалиста, как было рекомендовано в решении Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» (приложение 2 «Статус практического психолога. Структура практической психологии образования»).

   

Психопрофилактическая работа педагога-психолога

в образовательных организациях Республики Крым

 

Психопрофилактическая работа в 2019/2020 учебном году продолжает оставаться одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога и реализуется в соответствии с нормативными документами и рекомендациями, представленными в инструктивно-методическом письме «Об особенностях функционирования психологической службы 2018/2019 учебном году». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/metod2019/psich.pdf. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).

В соответствии с этим законом в функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входит:

1) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

2) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

3) выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

4) обеспечение доступности в образовательных организациях спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних с проблемами в поведении;

5) осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

 В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 №520-р) указаны основные направления профилактической работы с несовершеннолетними:

·       укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

·       развитие программ профилактики семейного неблагополучия;

·       совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики;

·       развитие эффективной модели профилактики;

·       развитие кадрового потенциала;

·       развитие единой образовательной (воспитывающей) среды

·       совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;

·       разработка и реализация программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, пропаганды здорового образа жизни;

·       совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.      

Анализ состояния превентивной работы в образовательных организа­циях показывает, что в настоящее время имеются определенные проблемы в реализации данного направления деятельности:

1) кадровое обеспечение профилактической работы и профессиональ­ная подготовка специалистов образовательных организаций:

- дефицит подготовки специалистов образовательных организаций (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов) в области девианто­логии, что сказывается на эффективности первичной профилактики рисков формирования отклоняющегося поведения;

- недостаточность программно-методического и материально­-технического обеспечения профилактической деятельности, отсутствие реги­онального банка данных технологий работы с детьми и молодёжью по про­филактике отклоняющегося (девиантного) поведения;

- частичная неготовность педагогического, родительско­го сообщества конструктивно решать проблемы, связанные с девиантными поведением подростков, по причине сложности коррекционных и реабилита­ционных мероприятий, нарушения конфиденциальности в случаях выявления психических нарушений у подростков, необходи­мости организации системного межведомственного сопровождения;

2) сложности, связанные с тем, что родители (законные представители) не дают согласия на диагностическую, коррекционно-развивающую работу, отказываются от консультаций педагога-психолога, клинического психолога, психоневролога, прохождения обследования через ПМПК (психолого-медико­-педагогической комиссии), избегают взаимодействия с правоохранительны­ми органами, органами и учреждениями социальной защиты населения, от­делом опеки и попечительства;

3) отсутствие системного межведомственного взаимодействия при работе с  несовершеннолетними, относящимися к «группе риска», недостаточная координация  деятельности субъектов профилактики, для многих из которых профилактика не является первоочередной задачей, вследствие чего имеет место формальный подход к указанному направлению работы;

4) отсутствие системы профилактической работы по различным направлениям с 1-го по 11-й класс, при этом профилактическая  деятельность  в  большинстве  случаев  сводится  к санитарному просвещению либо формальному информированию обучающихся и родителей (законных представителей);

5)  практически невозможно ограничить доступ детей и подростков к сайтам сети Интернет, СМИ, содержащим социально опасную для жизни информацию и др.

Психопрофилактическая работа в образовательной организации должна представлять собой систему психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Она более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем, чем коррекция и реабилитация.

При осуществлении профилактической работы, целями которой являются устранение факторов риска, развитие личностных ресурсов, создание поддерживающей среды,  в соответствии с ними в образовательной организации могут быть реализованы три подхода.

Первый подход, ориентирован на устранение факторов риска девиантного поведения. Основная его задача - раннее выявление и устранение неблагоприятных факторов, повышающих риск поведенческих девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в группе сверстников.

Второй подход нацелен на развитие внутриличностных ресурсов, например, стрессоустойчивости или социальной компетентности личности. В его рамках активно развивается идея формирования копинг-поведения — эффективных стратегий совладания со стрессом.

Третий подход, ориентированный на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или творческого детского коллектива, является самым перспективным, но одновременно и наиболее сложным для практической реализации.


Для организации профилактической работы рекомендуем использовать материалы информационно-методического письма «Об особенностях функционирования психологической службы в 2018/2019 учебном году», раздел «Психопрофилактическая работа педагога-психолога в образовательных организациях Республики Крым». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/metod2019/psich.pdf.


 

С целью оптимизации содержания профилактической, просветительской и других видов  деятельности педагога-психолога рекомендуется использовать программы-лауреаты Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://программы.педагогпсихолог.рф/archive2018, https://rospsy.ru/KP2013-2017, а также материалы, размещенные в электронных версиях профессиональных журналов:

- Психологическая наука и образование. – Электронный ресурс. – Режим доступа:

http://psyjournals.ru/psyedu/index.shtml;

- Психологические исследования. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n1/;

- Психология и право. – Электронный ресурс. – Режим доступа:  http://psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml;

- Вестник практической психологии образования. – Электронный ресурс. – Режим доступа ;http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml;

- Клиническая и специальная психология. – Электронный ресурс. – Режим доступа:

 http://psyjournals.ru/psyclin/index.shtml ;

- Аутизм и нарушения развития. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/autism/index.shtml.

.

           

                                                                             Методисты Центра по воспитательной работе

                                                                            и основам здоровья ГБОУ ДПО РК КРИППО

                                                        М.Е. Ижецкая, С.Г. Нагребецкая

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 18.12.2022

Дата публикации: 12.05.2021

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».