12.05.2021
Методические
рекомендации
«Об особенностях функционирования
психологической службы образовательных организаций Республики Крым в 2019/2020
учебном году»
В условиях реализации в образовательных
организациях Республики Крым федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного, общего образования и образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)» необходимым элементом образовательного процесса
школы, воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения является
психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная
деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и
педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Профессиональная деятельность педагогов-психологов
регламентируется нормативно-правовыми документами, представленными ранее на
сайте государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного
профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский
институт последипломного педагогического образования» (далее – ГБОУ ДПО РК
КРИППО) в разделе «Практическая психология. Нормативно-правовая документация» и
в инструктивно-методических письмах «Об особенностях функционирования
психологической службы». При планировании деятельности в 2019/2020 учебном году
специалистам муниципальных органов управления образованием, курирующим
психологическую службу, администрации образовательных организаций, педагогам-психологам
рекомендуется принять во внимание следующие документы:
- Концепцию развития психологической
службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Министром образования и науки О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 года.
– Электронный ресурс. – Режим доступа:
https://psy.su/content/files/КОНЦЕПЦИЯ%20психологической%20службы.pdf ;
- План мероприятий по реализации
Концепции развития психологической службы в системе образования Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки
О.Ю. Васильевой 19 декабря 2017 года. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 ;
- Приказ
Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима
рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность». – Электронный ресурс. – Режим
доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11052016-n-536/ ;
- письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 14 июня 2019 № ТС – 1422/07 «О дополнительных мерах по
обеспечению педагогами-психологами образовательных организаций». – Электронный
ресурс. – Режим доступа: http://krippo.ru/index.php/practicheskaya-psihologiya ;
- решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995
№ 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии
образования в Российской Федерации» (Приложение 2 «Статус практического
психолога службы практической психологии образования»). – Электронный
ресурс. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/expertlaw/250248;
- Распоряжение Совета Министров
Республики Крым от 16 ноября 2018 года № 1368-р «Об утверждении Плана основных
мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Республике
Крым». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://s.siteapi.org/e88c7406484e8b5/docs/a6aklkv2n4occ0okk8s8k8oowwo8co ;
- материалы круглого стола - вебинара
«Основные векторы и тенденции реализации профессиональных стандартов
педагогических работников» от 21 февраля 2019 г. – Электронный ресурс. – Режим
доступа: https://rospsy.ru/2019_02_21.
Регулирование рабочего времени педагогов-психологов
системы образования
В соответствии с п.8.1. Приказа
Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима
рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность», «режим рабочего времени педагогов-психологов
в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего
трудового распорядка организации с
учётом:
- выполнения
индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к
индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками
образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных
результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации».
Указанная деятельность может
осуществляться педагогом-психологом как на рабочем месте, как и за пределами
образовательной организации по согласованию с администрацией, с фиксацией
данной формы работы в локальном акте, правилах внутреннего трудового
распорядка, графике работы и осуществлением контроля администрацией за
результативностью её выполнения.
Трудовые функции педагога-психолога
в рамках индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса, определенные Профессиональным стандартом
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», должны быть конкретизированы
с учетом типа образовательной организации, специфики контингента обучающихся и
профессиональных возможностей педагога-психолога.
При составлении годового плана работы
рекомендуем использовать ориентировочное распределение рабочего времени
педагога-психолога (табл.1).
Ориентировочная продолжительность
различных видов работ
педагога-психолога образовательной
организации
Таблица 1
№ п/п |
Виды работы |
Среднее время |
Расчетная единица |
1. |
Индивидуальная психодиагностическая работа с детьми: подготовка к
обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и
рекомендаций, в том числе: |
3,5-6 часов в
зависимости от возраста и цели |
На одного чел. |
- выяснение истории развития |
до 0,5 часа |
||
- первичное/последующее обследование ребенка |
до 1.5 часа/до 1 часа |
||
- консультирование родителей |
до 0,5 часа |
||
- анализ результатов и написание первичного/последующего психологического
заключения |
до 3,5 часа/до 1 часа |
||
2. |
Групповая
психодиагностическая работа: подготовка к обследованию, его проведение и
обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций |
до 16 часов |
на один класс / группу |
3. |
Индивидуальная консультативная работа с учащимися, оформление
результатов: а) начальной школы: |
|
На одну беседу |
- первичное |
до 30 мин. |
||
- последующее |
до 20 мин. |
||
б) средней школы: |
|
||
- первичное |
до 45 мин. |
||
- последующее |
до 30 мин. |
||
в) старшей школы: |
|
||
- первичное |
до 1 часа |
||
- последующее |
до 45 мин. |
||
г) дошкольников |
до 15 мин. |
||
4. |
Индивидуальная развивающая и
психокоррекционная работа, включая
подготовку, проведение и оформление результатов |
до 30 часов |
На один цикл |
5. |
Подготовка и проведение педагогического консилиума, оформление
результатов |
До 5 часов |
На один консилиум (без учета диагностической работы) |
6. |
Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление
результатов |
Первичное 2-2,5
ч. |
На одну беседу |
Вторичное 1,5 ч. |
|||
Последующее 0,7 ч. |
|||
7. |
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление
результатов
|
1,0 - 2,5 часа |
На одну беседу |
8. |
Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с
педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов |
до 30 часов |
На один цикл |
до 7 часов |
На одно мероприятие |
||
9. |
Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении,
родительском собрании и др., оформление
результатов
|
1 - 4 часа |
|
10. |
Подготовка и проведение "психологических часов" для детей,
оформление результатов
|
1,5 - 3,0
часа |
На одно занятие |
11. |
Ежедневное оформление
документации |
0,5 часа |
|
12. |
Обобщение результатов работы, написание аналитического и статистического
отчетов |
5 часов |
В полугодие |
13. |
Консультации в
научно-методических центрах, учреждениях высшего образования, участие в
работе методических объединений педагогов-психологов муниципального
уровня |
До 8 часов |
В месяц |
Дополнительно для
психологов, работающих в центрах |
|||
14. |
Подготовка и проведение организационно-методических мероприятий с педагогами- психологами образовательных
организаций, оформление
результатов |
До 7 часов |
На одно
мероприятие |
15. |
Проведение массовых обследований по заказам образовательных организаций
(с учетом диагностической работы), оформление заключения и рекомендаций |
До 20 часов |
На группу обследуемых
в 15 - 30 чел. |
16. |
Участие в совещаниях, заседаниях управлений образования и других управленческих учреждений |
По потребности |
|
17. |
Участие в работе медико-психолого-педагогических комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и др. |
По потребности |
|
18. |
Подготовка к аттестации и участие в аттестации работников низовых звеньев
службы, оформление результатов |
По потребности |
|
Для более детального распределения времени
на разные виды работ в зависимости от возраста детей можно использовать
рекомендации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Теория и практика оценки психического
развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. —
384 с , илл. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://doverieplavsk.narod.ru/olderfiles/1/SemagoTeoriyaipraktikaoccenkipsihi-20120.pdf.
Обращаем внимание, что непосредственно педагогическая деятельность
педагога-психолога (т.н. активная) с участниками
образовательного процесса должна составлять не менее половины недельной
продолжительности его рабочего времени, т.е. 18 часов. Распределение видов
профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может
варьироваться при сохранении общего принципа организации психологического
взаимодействия с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей этих
взаимоотношений:
1)
групповые
коррекционно-развивающие занятия с детьми не рекомендуется проводить в начале
рабочего дня и в понедельник;
2)
все
диагностические процедуры целесообразно проводить с утра;
3)
в
случае, если индивидуальное и групповое консультирование родителей постоянно проводится
за пределами основного рабочего времени педагога-психолога, рекомендуется
учесть это при составлении графика работы.
Следует
отметить, что деятельность педагога-психолога в образовательной организации
будет эффективной при работе не более, чем с 500 обучающимися на одного
специалиста, как было рекомендовано в решении Коллегии Минобразования РФ от
29.03.1995 г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической
психологии образования в Российской Федерации» (приложение 2 «Статус практического
психолога. Структура практической психологии образования»).
Психопрофилактическая работа педагога-психолога
в образовательных организациях Республики Крым
Психопрофилактическая работа в 2019/2020 учебном году продолжает оставаться одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога и реализуется в соответствии с нормативными документами и рекомендациями, представленными в инструктивно-методическом письме «Об особенностях функционирования психологической службы 2018/2019 учебном году». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/metod2019/psich.pdf. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с этим законом в функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входит:
1) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
2) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
3) выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
4) обеспечение доступности в образовательных организациях спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних с проблемами в поведении;
5) осуществление мер по реализации
программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних.
В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 №520-р) указаны основные направления профилактической работы с несовершеннолетними:
· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
· развитие программ профилактики семейного неблагополучия;
· совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики;
· развитие эффективной модели профилактики;
· развитие кадрового потенциала;
· развитие единой образовательной (воспитывающей) среды
· совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;
· разработка и реализация программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, пропаганды здорового образа жизни;
· совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.
Анализ состояния
превентивной работы в образовательных организациях показывает, что в настоящее
время имеются определенные проблемы в реализации данного направления
деятельности:
1) кадровое
обеспечение профилактической работы и профессиональная подготовка специалистов
образовательных организаций:
- дефицит
подготовки специалистов образовательных организаций (педагогов-психологов,
социальных педагогов, педагогов) в области девиантологии, что сказывается на
эффективности первичной профилактики рисков формирования отклоняющегося
поведения;
-
недостаточность программно-методического и материально-технического
обеспечения профилактической деятельности, отсутствие регионального банка
данных технологий работы с детьми и молодёжью по профилактике отклоняющегося
(девиантного) поведения;
- частичная
неготовность педагогического, родительского сообщества конструктивно решать
проблемы, связанные с девиантными поведением подростков, по причине сложности
коррекционных и реабилитационных мероприятий, нарушения конфиденциальности в
случаях выявления психических нарушений у подростков, необходимости
организации системного межведомственного сопровождения;
2) сложности,
связанные с тем, что родители (законные представители) не дают согласия на
диагностическую, коррекционно-развивающую работу, отказываются от консультаций педагога-психолога,
клинического психолога, психоневролога, прохождения обследования через ПМПК
(психолого-медико-педагогической комиссии), избегают взаимодействия с
правоохранительными органами, органами и учреждениями социальной защиты
населения, отделом опеки и попечительства;
3) отсутствие
системного межведомственного взаимодействия при работе с несовершеннолетними, относящимися к «группе
риска», недостаточная координация
деятельности субъектов профилактики, для многих из которых профилактика
не является первоочередной задачей, вследствие чего имеет место формальный
подход к указанному направлению работы;
4) отсутствие
системы профилактической работы по различным направлениям с 1-го по 11-й класс,
при этом профилактическая
деятельность в большинстве
случаев сводится к санитарному просвещению либо формальному
информированию обучающихся и родителей (законных представителей);
5) практически невозможно ограничить доступ
детей и подростков к сайтам сети Интернет, СМИ, содержащим социально опасную
для жизни информацию и др.
Психопрофилактическая работа в образовательной организации должна представлять собой систему
психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение девиантного
поведения несовершеннолетних. Она более эффективна в форме воздействия на
условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления
проблем, чем коррекция и реабилитация.
При осуществлении профилактической работы, целями которой являются устранение
факторов риска, развитие личностных ресурсов, создание поддерживающей среды, в соответствии с ними в образовательной
организации могут быть реализованы три подхода.
Первый подход, ориентирован
на устранение факторов риска девиантного поведения. Основная его задача - раннее
выявление и устранение неблагоприятных факторов, повышающих риск поведенческих
девиаций, например повышенной тревожности или низкого статуса подростка в
группе сверстников.
Второй подход нацелен на развитие внутриличностных ресурсов,
например, стрессоустойчивости или социальной компетентности личности. В его
рамках активно развивается идея формирования копинг-поведения — эффективных
стратегий совладания со стрессом.
Третий
подход,
ориентированный
на создание развивающей социальной среды, например, поддерживающей семьи или
творческого детского коллектива, является самым перспективным, но одновременно
и наиболее сложным для практической реализации.
Для организации профилактической работы
рекомендуем использовать материалы информационно-методического письма «Об
особенностях функционирования психологической службы в 2018/2019 учебном году»,
раздел «Психопрофилактическая работа педагога-психолога в образовательных
организациях Республики Крым». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/metod2019/psich.pdf.
С целью оптимизации
содержания профилактической, просветительской и других видов деятельности педагога-психолога рекомендуется
использовать программы-лауреаты
Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в
образовательной среде – Электронный
ресурс. – Режим доступа: http://программы.педагогпсихолог.рф/archive2018, https://rospsy.ru/KP2013-2017,
а также материалы,
размещенные в электронных версиях
профессиональных журналов:
- Психологическая наука и образование. –
Электронный ресурс. – Режим доступа:
http://psyjournals.ru/psyedu/index.shtml;
- Психологические исследования. –
Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n1/;
- Психология и право. – Электронный
ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml;
- Вестник практической психологии
образования. – Электронный ресурс. – Режим доступа ;http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml;
- Клиническая и специальная психология.
– Электронный ресурс. – Режим доступа:
http://psyjournals.ru/psyclin/index.shtml ;
- Аутизм и нарушения развития. –
Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/autism/index.shtml.
.
Методисты Центра по воспитательной работе
и основам
здоровья ГБОУ ДПО РК КРИППО
М.Е. Ижецкая, С.Г.
Нагребецкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 18.12.2022
Дата публикации: 12.05.2021