28.09.2021
Взаимодействие логопеда и семьи в процессе
коррекционной работы с детьми-логопатами.
Работа с
родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его
профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной
работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика
речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к
школьному обучению. Ведь от того, насколько подготовленным придет малыш в первый
класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче
адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее
овладевает чтением и письмом.
Никакая
самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости
выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении
последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков,
которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по
развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и
звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным
коррекционно-образовательной программой. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее
значимыми субъектами являются родители, поэтому повышение педагогической культуры родителей –
основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи. К
сожалению, многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень
поверхностно.
Используя предложенный для исправления речевой патологии
материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление
ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном
речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на
рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения
ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью
прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает
возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком,
понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только
уточнения и повторения.
Осознанное включение
родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от
практики дистанционирования родителей от детского учреждения позволяют
значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства
речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей
будет осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении
относительно своих планов и намерений.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит
от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних
заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и
родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном
возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
Как
утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве
случаев при своевременной медико-логопедической помощи
удается создать все необходимые условия для
полноценного физического и психического развития ребенка. При
этом многими отечественными и зарубежными
специалистами отмечается в качестве одного из важнейших
факторов, определяющих конечный позитивный
эффект коррекции, участие родителей и их
стиль поведения в далеко не простой жизненной
ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс
между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку
с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным
контролем за систематическим выполнением специальных
логопедических упражнений для усвоения навыков правильной
речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так
как данное нарушение значительно
ограничивает возможности общения
с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2021
Дата обновления: 26.10.2021
Дата публикации: 28.09.2021