01.09.2021
Обследование речи детей в
играх с липучками
Альбом создан по речевым картам известных
авторов логопедии:
Н.В. Нищевой, О.И. Крупенчук, В.С.Володиной
(Если ребенок не говорит, весь материал
можно использовать на понимание речи)
ФОН «ПОПУГАЙ»
Помоги попугаю произнести названия картинок на экране телевизора
Предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами
С-сумка, носок, усы, нос;
Сь-сеть, письмо, гусь;
З-зубы, замок, ваза, коза;
Зь-зебра, зима, узел;
Ц-цепь, цветы, кольцо, индеец;
Ч-чайник, очки, мяч, ключ;
Щ-щетка, овощи, плащ;
Ш-шапка, кошка, машина, душ;
Ж- жук, ужи, ножи;
Л-лампа, лук, молоко,укол;
Ль – лев, лимон, малина, медаль;
Р- рыба, ведро, корова, забор;
Рь- репа, карета, орехи, дверь;
i-йог, яблоко, юбка, ёлка;
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ
ФОН «СМЕШАРИКИ»
Смешарики спрашивают тебя, кто что делает? Кто как передвигается?
Кто как голос подает? (ответить на
вопросы по картинкам)
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Что делает девочка? (Ест) Что делает мальчик? (Спит) Что делают дети? (Играют) Что делает птица? (Летит) Что делают рыбки?
(Плавают) Что делают машины?(Едут) |
Как передвигается змея?
(Ползает) Как передвигается лягушка?
(Прыгает) Кошка мяукает. А собака
что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух?
(Кукарекает) |
Ворона каркает. А как
подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк?
(Воет) А как подает голос лошадь?
(Ржет) Врач лечит. А что делает
учитель? (Учит) А что делает продавец?
(Продает) А что делает швея? (Шьет) |
ФОН «МАША И МИША»
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные
на картинке:
Маша, хочет запутать Мишу, найди еще одну картинку, которая
подходит к ряду, назови все картинки в ряду одним словом
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Игрушки,
фрукты, домашние
животные |
Посуда, одежда,
дикие животные |
Овощи,
мебель, транспорт
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ФОН «ДОМИКИ»
Разложите перед ребенком картинки
из задания на согласование прилагательных
(мяч, шапка, ведро, шорты, апельсин,
бабочка, блюдце, грачи, колокольчик, мышь, платье, шишки).
Спросите ребенка: «Как еще можно сказать про бабочку (он, она или
оно)?»
В зависимости от ответа предложите заменить слово бабочка на слово
«она».
Предложите ребенку разложить по секторам на фоне.
Про что можно сказать: он
(мой) - мяч, она (моя) - мышка, оно (мое) - блюдце, они (мои) – шишки..
ЧАСТИ ПРЕДМЕТА
(Покажи и назови части предметов)
СТУЛ Спинка,
сидение, ножки |
ЧАЙНИК Крышка,
носик, ручка, донышко |
ДЕРЕВО Корни,
ствол, ветки, листья |
КУКЛА Голова,
руки, ноги, туловище |
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО
МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
ФОН «ТРИ ПОРОСЕНКА»
Что у волка, а что у трех поросят? У волка шапка, у поросят-шапки.
Чего много у поросят? (Шапок)
1.
Употребление
существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
(образовать по аналогии):
2.
Образование
существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос
«Много чего?» по картинкам):
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Стол
— столы Шапка-шапки Кот-коты Окно-окна |
Рот-рты Ухо-уши Лист-листья Мяч-мячи |
Стул-стулья Дерево-деревья Пень-пни Воробей-воробьи |
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ
ФОН «ДЕВОЧКА И СЧЁТЫ»
Помоги девочке посчитать предметы и назвать правильно.
Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать с ребенком
изображенные предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на
то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами
2 и 5.
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
1
утка, 2утки,5 уток; 1дом,
2 дома, 5 домов; |
1
конь, 2 коня, 5 коней; 1
коза, 2 козы, 5 коз;
|
1
змея, 2 змеи, 5 змей: 1
воробей, 2 воробья, 5 воробьев; |
ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ
ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ФОН «ПОДАРКИ МАМЫ И ДОЧКИ»
Назови , что подарили маме, а что дочке?
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Кот-котик Мяч-мячик Дом-домик |
Сапог-сапожок Ковер-коврик Кукла-куколка |
Кресло-креслице Кольцо-колечко Лист-листик
|
СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
ФОН «ХУДОЖНИК»
«Что у художника на картине, и какого цвета?»
«Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого
цвета этот предмет».
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Красный
мяч Синяя
шапка Желтое
ведро Зеленые
шорты |
Оранжевый
апельсин Голубая бабочка Белое
блюдце Черный
грач |
Фиолетовые
колокольчики Серая
мышь Розовое
платье |
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТАЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(Обследуется с 6 лет)
Пироги бабушки (чьи?) — бабушкины;
Зонт
мамы (чей?)-мамин;
Шапка дедушки (чья?) –дедушкина;
Хвост волка (чей?)- волчий;
Берлога медведя (чья?)-медвежья;
Гнездо птицы (чье?)-птичье;
Конура собаки (чья?)-собачья;
Яйцо курицы (чье?)-куриное ;
Рога лося (чьи?)-лосиные;
ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(Обследуется с 6 лет)
ФОН «МАСТЕР»
Из чего мастер сделал эти предметы и что у него получилось?
Первая картинка -черно-белое изображение,
Вторая-материал,
Третья- что получилось ?
Стол из дерева (какой?) — деревянный;
Аквариум из стекла (какой?)-стеклянный;
Ведро из металла (какое?)-металлическое;
Колесо
из резины (какое?)-резиновое;
Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный;
Прищепки из пластмассы
(какие?)-пластмассовые;
Крепость из снега (какая?)-снежная .
АНТОНИМЫ
ФОН «ДЕВОЧКА У ЗЕРКАЛА»
Предложите ребенку сыграть в игру под названием «Скажи наоборот»:
«Я тебе скажу: хорошо, а ты говори наоборот-плохо». Предлагайте
следующие пары:
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Большой-маленький Полный-пустой Добрый-злой |
Горький-сладкий Тупой-острый Грязный-чистый Холодно-жарко |
Высокий-низкий Длинный-короткий Смеется-плачет
|
ОБРАЗОВАНИЕ НАЗВАНИЙ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ
ФОН «КТО У КОГО?»
Помоги маме найти своего детеныша
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
У
кошки — котенок У
лисы-лисенок У
утки-утенок У
слонихи-слоненок
|
У
зайчихи-зайчонок У
волчицы-волчонок У
белки-бельчонок У
козы-козленок
|
У
медведицы-медвежонок У
собаки-щенок У
коровы-теленок У
лошади-жеребенок |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ
Используется фон с художником. Нашему художнику прислали картины
других художников. Рассмотрите с ребенком картинки, пусть он попробует
рассказать, где находится каждый из предметов. Если ребенок затрудняется,
задайте ему наводящие вопросы.
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Где
лежит мяч? (под
столом) Где
стоит стул? (около
стола) Где
стоит ваза? (на
столе) Где
стоят цветы? (в
вазе) У
кого миска?(у кошки) Где
висят часы? (на
стене) |
Где
стоит дом?(за забором) От
куда выглядывает бабушка?(из окна) Откуда
спрыгивает кот? (
с дерева) Над
чем появилось солнышко?(над домом) У
кого кукла?(у девочки) Где
сидит птица?(на дереве) Где
едет машина? (по дороге) Где
сидит мальчик?(в машине) |
Где
сидят девочки? (за
столом) Откуда
вылезает собака? (из-под лавки) Где
висит гамак? (между
деревьев) Откуда
выглядывает мальчик? (из-за куста) Где
сидит улитка? (под грибом) Откуда
выглядывает солнышко? (из-за деревьев)
|
Спросить у ребенка, что
находится дальше, ближе, выше, ниже?
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Картинка накладывается на фон «Дедушка читает книгу детям»
Попросить ребенка рассказать, о чем читает дедушка детям.
4-5 лет Составление предложений по картинке (Мальчик лежит на диване)
5-6 лет-Составление рассказа по сюжетной картинке (Дети убираются дома)
6-7 лет- Составление рассказа по серии картинок ФОН «КИНОСТУДИЯ »
( Предложите ребенку мысленно разложить картинки по порядку и
составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу)
ПЕРЕССКАЗ
ФОН «ДЕДУШКА ЧИТАЕТ»
Прочитайте ребенку рассказ
и попросите его пересказать, опираясь на картинки
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
КОТЕНОК У
Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок
любил играть с Катей.
|
РЫБАЛКА
|
ЛЕТНИЕ
КАНИКУЛЫ
|
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
ФОН «ЭХО В ЛЕСУ»
Повтори за Ваней громко и четко слова.
Попросите ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку
трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги.
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7лет |
Банка Бантик Пуговица Капуста |
Велосипед Аквариум Парашютист Комбинезон
|
Выключатель Сковорода Парикмахер Фотоаппарат
|
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2021
Дата обновления: 26.10.2021
Дата публикации: 01.09.2021