02.04.2024
Как часто мы
сталкиваемся с тем, что ребёнок не хочет что-либо делать по дому, отговариваясь
тем, что дело скучное. Что это – проявление лени, тяга к праздности или
«звоночек» родителям о важных душевных потребностях ребенка?
Для начала нам с вами нужно решить главный
вопрос: какой у ребенка возраст, потому что в разном возрасте ребенку может
быть скучно что-либо делать совершенно по разным причинам.
Во-вторых, надо понять: а почему все-таки
ребенку скучно. Давайте разберем несколько возможных причин и подумаем, как
сделать так, чтобы ребенку трудиться было интересно.
Начнем с того,
насколько сами родители радостно умеют трудиться. Когда мы что-либо делаем сами
или вместе, много ли у нас радости?
Мама моет посуду –
что у нее на лице отображается? Папа что-то помогает по дому, что его попросила
мама еще месяц назад, вешает полочку: делает он это с улыбкой или нет – мол,
«отвяжись, вот, ты хотела».
Если мы научимся сами трудиться с радостью, это будет
замечательный пример и для наших детей. Второй момент – это организация труда.
Очень часто организация труда у нас страдает. То есть что это такое?
Мы начинаем
ребенка заставлять, понукать, или, что еще хуже – критиковать: то делаешь не
так, это делаешь не так, делай так, как я тебе говорю, а я вот как делаю…
Естественно, с такой организацией труда никому трудиться не захочется.
Ну, подумайте:
сами вы пришли на работу, на производство, и ваш начальник ежесекундно начинает
вас критиковать, что вы всё делаете не так. Хочется сказать: ну, делай уже сам,
раз ты такой умный!
И, собственно
говоря, дети так и делают. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети трудились,
помогали нам, нам нужно научиться не критиковать, а показывать, как это
делается правильно, без того, чтобы ребенок чувствовал себя каким-то ущербным
или неправильным.
Кроме того, происходит
невротизация ситуации, когда само дело, сам труд начинает для ребенка
ассоциироваться с критикой от родителей, и, естественно, он ничего делать после
этого совершенно не захочет.
Ещё один важный
момент: как мы просим. Как мы просим наших детей помочь?
Если мы это
делаем в обязательной директивной форме – начинаем доказывать ребенку, что он
должен и обязан нам, – то, конечно, реакция будет соответственная.
Если же мы
договариваемся с ребенком, если мы учимся его правильно мотивировать, то результат
будет совершенно другой.
И здесь мы перешли к следующей теме: это мотивация, как можно
заинтересовать ребёнка на труд и взаимопомощь. На самом деле полезных мотивов
очень много, и если кто-то думает, что это может быть только некая мотивация
«ты мне, я тебе» – то это совершенно неправильно.
Здесь мотивация
начинается с того, что труд по дому – это некое совместное дело, особенно это
касается детей маленьких. Трех‑, четырех‑, пятилетний ребенок будет рад совместно
делать что-то с родителем, для него это счастье и огромное удовольствие.
Ребенок – младший школьник
тоже с радостью что-то будет делать вместе с родителем. Поэтому, если вы
позовете ребенка сделать что-то вместе: пойдем, вместе уберёмся, пропылесосим,
я буду делать это, а ты это, или давай вместе помоем посуду, – и при этом вы не
будете его критиковать, то у нас будет легкость в отношениях и в настроении, и
ребенок наверняка откликнется на вашу просьбу.
Для подростков
мотивация может быть более конкретная и более практичная: давай ты сейчас
сделаешь это, я пока сделаю то, а потом мы вместе посмотрим фильм.
Или, в конце
концов, ребятам постарше нужно объяснить, что у всех есть свои обязанности,
нужно их нести и, собственно говоря, твоя обязанность заключается в этом, в
этом и в этом. Ты сделаешь – и свободен.
И понимание того, что ребенок в чем-то помогает, и то, что он,
сделав это, может быть потом свободен, заниматься своими делами – будет
помогать ребенку в том, чтобы конкретно что-либо делать.
Кроме того, мы
можем разнообразить наш труд. Можно включить музыку и делать это под музыку. Мы
можем с маленьким ребенком устроить какую-то игру, как будто мы готовимся к
приезду принца или еще кого-то, и в такой игровой форме вместе что-либо делать.
Но для нас очень
важно (и именно с этого я начал), как мы сами воспринимаем труд и работу. Ведь
далеко не все привыкли трудиться, и часто труд воспринимают как какую-то
страшную, тяжелую необходимость, от которой нужно побыстрее избавиться.
Если вы так воспринимаете
труд, то почему вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали его по-другому? Поэтому
начинаем, как обычно, с себя. Пытаемся, в первую очередь, для себя превратить
труд из нудного мероприятия во что-то более позитивное, и учим этому детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.04.2024
Дата обновления: 09.12.2024
Дата публикации: 02.04.2024