23.09.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ «СЛЕПОЙ ЛЮБВИ» РОДИТЕЛЕЙ ПРИ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Родители тратят
массу сил и энергии на то, чтобы дать своим детям все самое лучшее. К сожалению,
чрезмерная любовь и забота о детях часто препятствуют развитию в них самостоятельности,
ответственности и лидерских способностей.
1. Мы не позволяем детям
испытывать риск
Мы живем в мире, в
котором опасности окружают нас на каждом шагу. Понимая это, мы делаем все,
чтобы защитить наших детей. Но психологи уверены: если ребёнок не играет на
улице, если ему ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой
жизни он часто страдает всевозможными фобиями и комплексами.
Детям нужно несколько
раз упасть, чтобы понять, что в этом нет ничего страшного. Подростку нужно
поссориться и пережить горечь утраты первой любви, чтобы стать эмоционально
зрелым – без этого невозможны длительные отношения. Если родители исключают все
риски из жизни детей, высока вероятность того, что ребёнок в будущем будет с
трудом выдерживать трудности бытия и сложности, возникающие в близких
отношениях. Страх перед воображаемой непереносимостью отрицательных чувств
может блокировать вообще способность
чувствовать.
2. Мы бросаемся на помощь
слишком быстро
Современное поколение
молодёжи не развило в себе определённые умения, которые ещё 30 лет назад были
присущи каждому ребёнку. Мы стремимся во всём «помочь» ребёнку и окружаем его
чрезмерной заботой, поэтому лишаем его необходимости самому решать проблемы и
искать выход из сложных ситуаций.
Рано или поздно
ребёнок привыкает к тому, что кто-то «придёт на помощь». В реальном мире такого
не будет, поэтому ребёнок окажется неприспособленным ко взрослой жизни.
3. Мы восторгаемся ими
слишком легко
Вопросом о повышении
самооценки детей в школе задались в 1980-е годы. На большинстве соревнований
начало действовать правило «каждый – победитель», «медаль – каждому участнику».
Такой подход позволяет ребёнку чувствовать себя особенным, но исследования
показывают, что у этого метода есть непредвиденные последствия.
Со временем ребёнок
начинает замечать, что мама и папа – единственные, кто считает, что он
замечательный, в то время как никто другой даже не упоминает об этом. Дети
начинают сомневаться в точке зрения своих родителей. Им, конечно, приятно, что
их хвалят, но они понимают, что никакой их заслуги в этом нет. И если мы
восторгаемся ими слишком легко, дети начинают жульничать, преувеличивать и
обманывать, чтобы избегать сложных ситуаций. А когда вырастают, то не способны
противостоять им или справляться с ними.
4. Мы не всегда последовательны
и справедливы
Ваш ребёнок не должен
любить вас каждую минуту. Ребёнок сможет оправиться от разочарования, но он
навряд ли оправится от избалованности. Не бойтесь говорить детям «нет» и «не
сейчас» и позвольте им бороться за то, что они действительно ценят и чем дорожат.
Часто мы даём детям
то, что они просят в качестве поощрения. А если в семье несколько детей, то мы
считаем несправедливым обделять других. Таким образом, за заслуги одного
ребёнка поощряются все – так дети привыкают к незаслуженному вознаграждению, а
тот, кто действительно заслужил поощрение, будет чувствовать несправедливость.
В жизни незаслуженных вознаграждений не будет. А если отношения в семье
строятся только на материальном вознаграждении, дети не будут испытывать ни
внутренней мотивации, ни гордости в случае победы, не сформируется умение «держать
удар», переживать неудачу.
5. Мы не делимся
собственными ошибками из прошлого
Настанет день, и
здоровый подросток захочет «расправить крылья» и набраться собственного опыта.
Как взрослые, мы должны позволить им сделать это, но это не значит, что мы не
можем помочь им немного разобраться в житейских реалиях.
Поделитесь с ними
ошибками, которые вы совершили в их возрасте, но не злоупотребляйте
нравоучениями – такой урок сразу же будет отвергнут подростком. Дети должны
быть готовы ко встрече с реальностью и должны научиться отвечать за последствия
своих решений. Поделитесь, что вы испытывали в похожих ситуациях, как их решили
и что усвоили из них.
6. Мы ошибочно считаем,
что интеллект, информированность или одаренность – это зрелость
Интеллект часто
воспринимается как уровень зрелости ребенка, в результате чего родители
полагают, что умный ребенок готов ко встрече с реальным миром. Но это, к
сожалению, не так.
Только потому, что
ребёнок одарен в одной сфере, не стоит полагать, что он легко справится со
всеми. Нет никакого волшебного «возраста ответственности» или точного
руководства о том, когда ребенку пора предоставлять определённый уровень
свободы. Но есть проверенное правило – наблюдайте за другими детьми того же
возраста. И если вы замечаете, что они уже более свободны в своём выборе и
более самостоятельны, вероятно, вы сами сдерживаете уровень независимости
своего ребёнка.
7. Мы сами не делаем того,
чему учим детей
Ответственность
каждого родителя – помочь создать модель жизни для ребёнка. Жизни, в которой он
будет играть главную роль, и будет брать ответственность за свои слова и
действия. Смотря правде в глаза, для начала нужно быть таким самому. Потому что
ребёнок будет учиться не на ваших словах, а на ваших поступках. Английская
пословица гласит: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя.
Воспитывай себя».
Дополнительную и более подробную информацию вы можете почерпнуть из книги
Маховская О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать / Ольга Маховская. – Москва : Издательство «Э», 2015. – 288 с. : ил. – (Психология и воспитание от Ольги Маховской).
Гид по родительским ошибкам и способам их устранения! Автор пишет о влиянии на воспитание детей ошибок родителей, о детском нарциссизме, о привитии правильного представления об успехе и счастье. Родители получат ответы на вопросы: на что следует обратить внимание в развитии ребёнка, почему в раннем возрасте не стоит злоупотреблять развитием интеллекта, как не повторять чужих ошибок и не совершать своих. Книга убедительна, снабжена примерами и ценными рекомендациями.
ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ (Мария Монтессори)
Если
ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в
этом мире любовь.
Если
ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности — он
учится верить.
Если ребенка часто позорят — он учится
чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к
себе относиться.
Если
ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он
учится драться.
Если с
ребенком обычно честны — он учится справедливости.
Если к
ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
Если
ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
М. Монтессори одна из первых сделала
вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Именно другие
человеческие существа, живущие по своим собственным законам и правилам. Она
верила в огромные возможности ребёнка, в его богатейший внутренний потенциал и
изначальное стремление к самосовершенствованию. Она полагала, что «… с рождения
ребёнок имеет некую силу внутри себя… Мы должны увеличить в нём законы
творения». Родитель, педагог – это партнёр и помощник ребёнка в процессе его
образования: «необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить
все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера,
новой и более свободной формы сознания…».
Главное, что даёт детям следование
принципам Монтессори в воспитании и обучении детей, помимо высокого
общеобразовательного уровня, – это гуманистическая ориентация, культура
автономии, способность делать выбор, принимать решения и нести за них
ответственность, умение самостоятельно работать с учебной и справочной
литературой, умение учиться. Главное в этом методе – предоставление ребенку
полной свободы самовыражения и действий.
В книге представлены статьи М. Монтессори,
а также работы современных педагогов – ее учеников и последователей, где даются
конкретные советы и рекомендации для занятий с детьми.
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.09.2021
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 23.09.2021