28.09.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ВНИМАНИЕ!
АУТОАГРЕССИЯ - ОПАСНО!
АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного
поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно
социальным: когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен или любим
- так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и
направляются человеком на самого себя.
Аутоагрессия
проявляется в виде постоянного чувства вины,
мыслей негативного характера по отношению к себе («какой же
я невезучий!», «как всегда у меня ничего не получилось!»,
«постоянно ошибаюсь»), а также формировать саморазрушительное поведение —
алкоголизм, наркоманию, пищевые нарушения, рискованное сексуальное поведение,
поведение «жертвы», выбор опасных профессий и экстремальных видов спорта,
а также в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда - в нанесении
себе физических повреждений (например, порезов,
ударов, ожогов, навязчивой страсти к выдергиванию волос, и т.д.), в
особо тяжелых случаях - в попытках суицида (самоубийства).
Характерна для лиц, страдающих
невротическими и депрессивными расстройствами, которые благополучно поддаются
психотерапевтическому лечению.
Какие личностные
качества способствуют возникновению аутоагрессивного поведения?
Прежде всего, это
люди, склонные к интроверсии, педантичности, демонстративности,
депрессивные и невротичные личности. Также возникновению аутоагрессии способствует
низкая самооценка, убежденность в собственной несостоятельности,
зависимость от других людей и их мнения. Затруднения в социальной
адаптации и налаживании контактов с другими людьми — еще один
провоцирующий фактор для возникновения аутодеструкции.
Аутоагрессия
у ребёнка
Детские
психиатры в своей
практике нередко наблюдает проявления аутоагрессии у ребенка. Ведь, если
ребенок злится на родителей, он зачастую не может заявить
об этом прямо. В сознании ребенка разозлить родителя — значит
лишиться его любви, для маленького человека подсознательно это равносильно
смерти. А если еще родители своими особенностями воспитания прививают
ребенку чувство вины или чрезмерную ответственность — это усугубляет
ситуацию. Поэтому рассерженный ребенок может кусать и бить сам себя,
выдергивать волосы, царапать свою кожу, биться головой о стену — тем
самым он направляет на самого себя агрессию, адресованную взрослому.
Пытаясь помочь ребенку, следует
сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения
самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.
От 1 до 3 лет
Маленькие дети наносят себе повреждения
непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к
другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь
плеваться, — отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть
негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например,
малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести
домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино
запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» —
начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на
какое-то другое действие.
1.
Не ждите, пока
малыш сам успокоится, — помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь
попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас
находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.
2.
Не защищайте
слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие,
а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт
ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение.
Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить
соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда,
получит конфету!
3.
Помогите ребенку
направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо
подходят подвижные игры, рисование карикатур «врагов» ребенка.
4.
Как только малыш
начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его,
поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не успокоится.
Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На
физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который
ослабляет действие адреналина.
От 4 до 6 лет
Дошкольникам
свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и
копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают
причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети
чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные
происшествия. Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и
невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна
его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные
или мнимые провинности.
Вторая
частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок
хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить
дошкольника бережно относиться к своему телу.
1.
Чаще хвалите
ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то
обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.
2.
Подчеркивайте
значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что
вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или
ссадины.
3.
Не ленитесь
объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только
так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими.
Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.
4.
Не занимайтесь
самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать
такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.
5.
Купите
дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для
«чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и
свойствам его жидкостей и тканей.
Если в дошкольном детстве ребенку была
свойственна аутоагрессия, родителям целесообразно обратиться за помощью к
специалисту, а также внимательно прочесть следующий материал, поскольку ребенок
вырастет, а проблемы с данным видом реагирования могут зафиксироваться.
От 7 до 12 лет
Школьники часто используют аутоагрессию в
качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить
в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети
совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления,
как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали
когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки»,
школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.
1.
Не скупитесь на
ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!
2.
Если заметили,
что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый
замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы
избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто
подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные
глаголы-исключения.
3.
Аутоагрессия в
школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя
сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите
ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в
других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома
наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и
замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.
4.
Пересмотрите
требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них
слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать
им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.
12+
В подростковом возрасте
аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей
о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок
постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что
радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.
1. Подросток, находящийся на гране самоубийства,
ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его
страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и
что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.
2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные
догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы.
Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение
продолжать жить должно быть его собственным.
3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит,
он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика
кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро
забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя,
если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.
4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о
том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве,
потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений, а степень
переживаний кажется невыносимой.
5. Сознание подростка сужено до восприятия одного
момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая
15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».
6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слыша от
своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может
вызвать ничуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких
десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно
и спросить, хочет ли он причить им такую боль.
7. Предложите реальную помощь подростку.
Аутоагрессивное и суицидальное поведение имеет в своей основе
генетические и социальные причины. Но в подростковом возрасте оно встречается
так часто, что специалисты называют его «типично подростковым» отклонением
поведения. Всякий подросток имеет такие черты характера, которые самим фактом
своего существования предрасполагают его к самоубийству. Это эмоциональная
неустойчивость, нередко — пониженное настроение, сочетающееся с уменьшением
психической и двигательной активности, неустойчивая самооценка, трудности
самоидентификации, коммуникативные проблемы, эгоцентризм - словом, все то, что делает подростка легко
уязвимым, очень ранимым и совершенно невыносимым для окружающих.
Дело
в заострении этих черт, катализаторами которого выступают врожденные
особенности психики, специфика воспитания и окружающая социальная среда.
ОЧЕНЬ ОПАСНО!
АУТОАГРЕССИЯ ПРИ ДЕПРЕССИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Аутоагрессия
и суицид часто связаны с подростковой депрессией либо имеющейся психологической
травмой. Депрессивное состояние свойственно несовершеннолетним со слабым типом
нервной системы, а также детям и подросткам с низкой самооценкой, неуверенным в
себе, с несформированной эмоционально-волевой сферой и инфантилизмом.
Несовершеннолетние с импульсивным (эмоциональным неконтролируемым) поведением
склонны наносить себе повреждения, но, вопреки бытующему мнению «…Он что-нибудь
сейчас с собой сделает…», обычно к суицидальным попыткам прибегают лишь в
демонстративных целях и не доводят их до конца.
Довольно часто первые сигналы аутоагрессивного поведения подростки проявляют
с детства: кусание губ и внутренней стороны щек, а также соответствующие
личностные черты: замкнутость, неразвитые коммуникативные качества, низкую
самооценку, мнительность, высокую тревожность, проявляющуюся через постоянное
чувство вины, сложную семейную обстановку — частые конфликты родителей и все
признаки развивающейся депрессии: пониженное настроение, общая слабость, плохой
аппетит, нежелание общаться, жалобы на общее недомогание.
Как
уже отмечалось, депрессия — очень частый спутник аутоагрессивного поведения
несовершеннолетних. При этом проявляться она может по-разному. В возрасте до 12
лет это могут быть различные соматические симптомы в виде общего недомогания,
разнообразных болевых ощущений, расстройств пищеварения, нарушений аппетита,
повышенной утомляемости и раздражительности. Наряду с этим довольно явственно
меняется и поведение подростков: прежде вполне общительные, живые и
разговорчивые, они становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к прежним
увлечениям и играм, жалуются на скуку и усталость и крайне редко — на грусть
или тоску. В возрасте 11—15 лет, по мере продвижения из начальной в среднюю
школу, где усложняется программа и, что значительно важнее, появляется большое
количество учителей-предметников, приходится нередко наблюдать депрессии,
замаскированные проявлениями школьной фобии. Здесь патологическое состояние
определяется нарастающей общей заторможенностью, которая постепенно блокирует
способность подростка осваивать новый учебный материал, создает впечатление
нарушений памяти.
В
возрасте 15—18 лет депрессия нередко оформляется проявлениями переживаний
утраты смысла жизни. Депрессивный подросток склонен рассматривать эту вполне
глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о смысле жизни и смерти
приобретают самодовлеющий характер, превращаются по сути дела в навязчивое и
бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной
интеллектуальной деятельности в тот жизненный период, когда это особенно важно
и необходимо. Несовершеннолетний становится одиноким и отрешенным, дезадаптация
постепенно нарастает, нередко приводя его к полному социальному краху. Нужно
сказать, что коммуникативные проблемы вообще свойственны подросткам. В этом
возрасте всякий человек испытывает затруднения при попытке вербально выразить
свои чувства и переживания, что практически не зависит от интеллектуального
уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные затруднения являются одной из
ключевых проблем эмоциональной жизни подростка, проявлением тревоги и
недостаточности самопринятия.
У
подростка 12—14 лет академическая неуспеваемость и нарушения школьной
дисциплины нередко маскируют депрессивное состояние. Ответные меры школы и
родителей убеждают подростка в его собственной никчемности и несостоятельности,
вызывают и фиксируют у него страх порицания и зачастую приводят к тотальному
отказу от школы и отклоняющемуся поведению. Не менее часто приходится
сталкиваться в этой же возрастной группе с отклоняющимся поведением,
маскирующим депрессию у подростка. Это, пожалуй, наиболее сложная для
своевременной диагностики «маска». Родители, учителя и даже врачи общей
практики зачастую не сознают, что агрессивный, развязный, раздражительный до
злобности, пропадающий по подвалам и подверженный всем уличным соблазнам
подросток нуждается не в наказании, а в поддержке и в лечении, поскольку в основе
его отклоняющегося поведения — депрессия: с рухнувшей самооценкой, ощущением
одиночества и безысходности, тоской и тревогой, страхом наказания.
Суицидальное поведение
Суицид
является крайней формой аутоагрессивного поведения. Суицидные мысли обусловлены
депрессивным мироощущением несовершеннолетнего. Его составными компонентами,
как указывалось выше, являются: – чувства тоски и тревоги, – ощущение
беспомощности, бесперспективности, безрадостности, бессилия. Относительный
удельный вес этих компонентов определяет особенности суицидных переживаний. При
преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько
стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия
порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти
от них любой ценой, даже ценой смерти.
Вероятность
реализации суицидных намерений зависит от взаимодействия трех факторов:
1) интенсивности суицидных побуждений;
2) психологического «антисуицидного барьера» —
комплекса факторов, включающих в себя страх смерти, страх боли, боязнь
неизвестного, инстинкт самосохранения, страх причинить боль близким,
отрицательное отношение к самоубийству общества и др.;
3) различных влияний, ослабляющих, размывающих
этот барьер.
Факторами
суицидального риска являются:
– ощущение человеком безнадежности;
–душевные болезни, расстройства личности, а
также злоупотребление психоактивными веществами;
– соматические болезни, особенно хронические;
– наличие предыдущих суицидальных попыток;
– наличие случаев суицида среди родственников;
– нарушение коммуникативных навыков и
социальная изоляция индивида.
При наличии признаков депрессии у несовершеннолетнего необходимо выявить
у него риск суицидальных попыток либо нанесения себе самоповреждений. Для этого
следует помнить наиболее общие симптомы депрессии, которыми являются:
– всепоглощающее горе и глубокая печаль;
– отсутствие надежды на улучшение;
– мысли о причинении себе вреда;
– слезливость;
– постоянное беспокойство;
– тревога и напряжение;
– отсутствие радости жизни;
– недостаток энергии, быстрая утомляемость;
– физические жалобы (например, на непроходящие
головные боли);
– плохой сон;
– потеря веса;
– проблемы с концентрацией внимания и памятью;
– ощущение себя плохим, никчемным, покинутым.
При
выявлении явных признаков депрессии у несовершеннолетнего необходимо определить
наличие у него суицидальных мыслей. Для этого необходимо установить достаточно
глубокий и доверительный контакт с ребенком. Далее, внимательно наблюдая его
внешние реакции и соблюдая большую осторожность, в контекст беседы можно
встраивать следующие прямые вопросы:
– Ты думаешь, что жизнь не стоит того, чтобы
жить?
– (при положительном ответе на предыдущий
вопрос) — Ты предпочел бы умереть?
– (при положительном ответе на предыдущий
вопрос) — Думаешь ли ты о самоубийстве?
– (при положительном ответе на предыдущий
вопрос) — Пытался ли ты покончить с собой или намереваешься это сделать?
Убежден ли ты в необходимости этого шага? Есть ли у тебя конкретный план?
В
ходе беседы с несовершеннолетним необходимо обращать внимание на ряд моментов,
наличие даже одного из которых резко повышает угрозу осуществления суицида.
Несовершеннолетний слышит, ощущает запахи или видит вещи, реально не
существующие. Особенно опасно, когда слышатся голоса, приказывающие убить себя
или других. Несовершеннолетний по какой-то причине убежден, что скоро умрет
(либо все умрут). У несовершеннолетнего имеется детальный план самоубийства либо
убийства какого-то другого человека. У несовершеннолетнего были попытки
покончить с собой, либо суицидальные попытки совершал кто-то из ближайшего
окружения. Несовершеннолетний страдает от неизлечимой болезни.
Несовершеннолетний большое количество времени находится один и не может быть
защищен от нанесения самоповреждений. Несовершеннолетний употребляет алкоголь
или наркотики. Несовершеннолетний имеет свободный доступ к средствам, которые
могут быть использованы для самоубийства (лекарственные препараты, яды, оружие
и др.). В случае наличия у несовершеннолетнего явных признаков депрессии и хотя
бы одного из перечисленных выше факторов, необходима немедленная консультация
психолога либо психиатра.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.09.2021
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 28.09.2021