19.03.2024
Заучивание стихотворения
– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет
кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается
память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью
ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь.
Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит
наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными
переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому нужно подбирать
такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать
свои действия, движения, ритмизировать их.
Недаром многие детские
писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и
быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким.
У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько
раз, а ребенок его уже выучил. От многих родителей можно услышать фразу: «Он
буквы еще не знает, а стихи рассказывает так, как будто по книге читает».
Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при
обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти. Заучивание
стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых
центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические
игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов
развивает весь мозг. Вообще, дети знающие много стихов, обладают очень высоким
интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче
воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.
Как
учить с ребенком стихи:
Совет 1.
Найдите непонятные слова.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет
учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем
следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и
объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все
слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к
заучиванию только после такой предварительной работы.
Совет 2.
Увеличивайте объем постепенно.
Возьмите для
первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала
подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего
размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.
Совет 3.
Визуализируйте стихотворение.
Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите
о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его
отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение
можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.
Совет 4.
Подключите эмоции.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с
выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для
ребенка смысла. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной
формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Совет 5.
Нарисуйте стихотворение.
Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за
четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного
искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом
рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов.
Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная
память.
Совет 6.
Поиграйте в театр.
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку
произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц
много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.
Совет 7.
Используйте диктофон.
Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного
ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к
процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те
строки, которые никак не поддаются.
Совет 8.
Делайте перерывы
Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное
занятие не наскучило.
Если
ребенок не хочет учить стихи
Бывает, что ребенок
отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается
попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают
несколько маленьких хитростей.
В первую очередь, если
ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность).
«Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я
буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по
одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного
стресса.
Выясните, есть ли в
стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это
довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо
вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза.
Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и
как еще можно употребить его.
Можно воспользоваться
особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте
декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала
повторите его полностью три раза, а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две
строчки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и
устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» –
пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет
повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов
ребенок включится в игру. Для заучивания стихотворения можно использовать
мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и
бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе,
можно бросать мяч на каждое слово.
Человеку,
знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее. Ему до конца
жизни не грозит потеря ясного ума и твердой памяти.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 09.04.2024
Дата публикации: 19.03.2024