Консультация для родителей:"Развитие речевой активности детей старшего возраста посредством развивающих игр."

12.03.2024

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.


Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками, но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование доверительных и дружеских отношений.

Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Считаю, что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем выше у них активность в мозге во время прослушивания историй. И это понятно. Когда ребенок слушает историю, он должен сложить все детали в своей голове. (Это отличается от просмотра, где все показано на экране.)

Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Речевые игры для детей старшего возраста должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.

Игры для развития словарного запаса

 Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.

  1. Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
  2. Зелёный огурец, зелёная трава.
  3. Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
  4. Красная ягода, красный цветок.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.

 Кто как говорит?

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.

  1. Собака лает.
  2. Кошка мяукает.
  3. Лягушка квакает.

 Я знаю пять имен…

Вам понадобится: мяч. Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.

 Земля, вода, небо, огонь

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.Хочу такой сайт

 Дополни предложение

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

Варианты могут быть самые разные:

  1. Когда на улице идёт дождь, мне…
  2. Когда мама приходит с работы, она выглядит…
  3. Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
  4. Летом ярко светит солнце и…
  5. Когда я вырасту, я…
  6. Мы с моим другом очень любим…
 

Найди лишнее слово

Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.

Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.

 Где стоит звук?

Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.

 Цепочка слов

В эту игру играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.

Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.

 Кто больше назовёт?

Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.

 Скажи ласково

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.

  1. Заяц — зайка, зайчик.
  2. Стул — стульчик.
  3. Голова — головка, головушка.
  4. Рука — ручка, рученька.

 Животные и их детёныши

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.

  1. Слон — слонёнок.
  2. Медведь — медвежонок.
  3. Лиса — лисёнок.
  4. Кошка — котёнок.

 Кому нужны эти вещи?

Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.

Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.03.2024

Дата обновления: 12.03.2024

Дата публикации: 12.03.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».