12.03.2024
Вопросы развития правильной
речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают
окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах.
При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и
переживаниях.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи
детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный
запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,
отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и
культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого
аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного
общения детей друг с другом и с взрослыми.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы
ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять
в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками,
но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее
подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого
совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество
игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко
можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная
связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование
доверительных и дружеских отношений.
Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия:
побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно
организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка,
тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно
отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и
отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Считаю, что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи
нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем
выше у них активность в мозге во время прослушивания историй. И это понятно.
Когда ребенок слушает историю, он должен сложить все детали в своей голове.
(Это отличается от просмотра, где все показано на экране.)
Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения
детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к
чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту,
впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что
«именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,
что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,
придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Речевые игры для детей старшего возраста должны
способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а
также усвоению правильных грамматических конструкций.
Игры
для развития словарного запаса
Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое
прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее
существительное.
- Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
- Зелёный огурец, зелёная трава.
- Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
- Красная ягода, красный цветок.
Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно
согласовывал слова.
Кто как говорит?
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное.
Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как
животное подаёт голос.
- Собака лает.
- Кошка мяукает.
- Лягушка квакает.
Я знаю пять имен…
Вам понадобится: мяч. Ребёнок, ударяя мячом об пол,
говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д.
Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные
принадлежности, предметы одежды.
Земля, вода, небо, огонь
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх
слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его
взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове
«небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться
вокруг себя.
Дополни предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его
закончить.
Варианты могут быть самые разные:
- Когда на улице идёт дождь, мне…
- Когда мама приходит с работы, она выглядит…
- Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
- Летом ярко светит солнце и…
- Когда я вырасту, я…
- Мы с моим другом очень любим…
Найди лишнее слово
Цель этой
игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.
Например,
среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к.
в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо
внимательно слушая взрослого.
Где стоит звук?
Взрослый
называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в
начале, середине или в конце слова.
Цепочка слов
В эту игру
играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.
Взрослый
называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с
последней буквы этого слова, и так далее.
Кто больше назовёт?
Взрослый и
ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную
букву.
Скажи
ласково
Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать
его уменьшительно-ласкательную форму.
- Заяц — зайка, зайчик.
- Стул — стульчик.
- Голова — головка, головушка.
- Рука — ручка, рученька.
Животные и их детёныши
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок
ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.
- Слон — слонёнок.
- Медведь — медвежонок.
- Лиса — лисёнок.
- Кошка — котёнок.
Кому нужны эти вещи?
Вам понадобятся: картинки с изображениями различных
профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.
Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов,
по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина,
краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе
картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 12.03.2024
Дата публикации: 12.03.2024