11.03.2024
«Дети познают мир через игры».
Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В
раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная
деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные
возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной
деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и
самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации,
которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить»
животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений,
которые реализуются в системе игровых правил.
Игра — это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и
выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных
(построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с
правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и
другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему
дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего
периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия
начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом
связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс
запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало
интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания
должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их
интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления
необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время
содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение,
чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ
действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий,
предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для
использования детьми соответствующего возраста.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в
действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные
качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться
требованию «надо», а не «хочу». Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети
играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать
сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный
сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей
имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих
сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку
не у кого учиться игровой культуре. С помощью взрослого ребенок способен
овладеть все более сложными способами построения игры. Психологи называют три
способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до
7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций
с предметами (ложкой — кормить, расческой — причесывать и так далее). К трем
годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами,
которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление
куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими
возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных
средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего
возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они
уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры,
дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной
жизни. Поэтому, возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода
к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен
для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку
дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в
настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама
роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и
бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх
может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные
задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка
логическое мышление и внимание.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
— тема игры должна отображать интересы ребенка;
— не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
— руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и
инициативу детей;
— взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить
с ним теплые и заботливые отношения;
— взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
— взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно,
решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать
правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него
нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно,
внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2024
Дата обновления: 09.12.2024
Дата публикации: 11.03.2024