Рекомендации по изучению лексической темы «Комнатные растения» в старшей группе

12.03.2024

Уважаемые родители, предлагаю вам интересные материалы для закрепления знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Посмотрите вместе с детьми видео, обсудите содержание, закрепите названия цветов, выполните упражнения и поиграйте в предложенные игры.

 

Лексическая тема "Комнатные растения"

Развитие речи "Комнатные растения"

Как ухаживать за цветами

Интерактивное занятие "Комнатные растения"

Развитие речи "Цветы. Комнатные цветы"

 

   Желательно делать это с опорой на следующие методические рекомендации.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными  два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами «для того, чтобы». Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества и самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

По итогам занятий дети должны:

ü уметь использовать в своей речи названия комнатных растений;

ü показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

ü различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

ü отличать части растения (корень, стебель ...);

ü знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;

ü знать о том, как надо за ними ухаживать;

ü иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями, черенками, семенами и пр.)

 цветы.jpg

Расширение словарного запаса детей:


названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;
признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий;
действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

          Дидактические игры и упражнения

 

1. Родителям рекомендуется:

ü познакомить ребенка с комнатными растениями в естественных условиях, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;

ü объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль, опрыскивать, подкармливать, рыхлить в горшках землю;

ü обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений;

ü выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений;

ü объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения (украшают дом, очищают воздух), рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вил утром и вечером.

 

2. Выучите с ребенком четверостишие. Следите за четкостью дикции и выразительностью.

Огонек

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за солнечный цветок?

Он зовется ванька-мокрый,

Бальзамин и огонек.

цбальзамин.jpg
 

3. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).

цалое.jpgцкактус.jpg
 

4. «Четвертый лишний» (подобрать подходящие  картинки).

Кактус, герань, незабудка, фикус                  и т.д.

 

5. «Узнай по описанию» - взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы».  Кактус.

 цкактус

6. «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» - упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам.

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.

 цполивают.jpg

7. Вместе с ребенком дома понаблюдать и поухаживать за комнатными растениями,  полить их, порыхлить землю в горшочках, протереть листья.

 

8. Вспомнить и рассказать, какие комнатные растения есть в детском саду (дома у друзей).

 

9. Игры «Закончи предложение» взрослый начинает предложение, а ребенок сочиняет вторую его часть,  начиная свой ответ  со слов «для того, чтобы».

Комнатные растения необходимо поливать…для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет… для того, чтобы они могли хорошо расти.

Комнатные растения нужны человеку?...для того, чтобы украшать его дом.Хочу такой сайт

А для чего ещё комнатные растения нужны человеку?…для того чтобы очищать воздух.

Комнатные растения нужно удобрять…для того, чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

 

 Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других? Задайте этот же вопрос ребенку.

 

10. Игра «Два-пять» - совершенствование грамматического строя речи.

Ребенок берет предметные картинки с комнатными растениям и говорит название, склоняя чилительные:

У меня два кактуса и пять кактусов.

У меня две герани и пять гераней.

У  меня две традесканции и пять традесканций.

цтрадесканция.jpg

У меня две бегонии и пять бегоний.

У меня две фиалки и пять фиалок.

У меня две камнеломки и пять камнеломок.

 цкамнеломка.jpg

11Упражнение «Угадай слово»  - совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Нужно  найти  растение по первому и последнему звуку.

Угадай, какое комнатное растение я задумала, если в нём:

-первый звук  [к], последний [с]? (Кактус)  

- первый звук  [б'], последний - [я]?(Бегония)  

- первый звук [р], последний - [а]? (Роза)

цроза.jpg 

 12.Игра «Рассыпанные» звуки». Назовите звуки из слова, обозначающего цветок, например, [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из них составить? (Фиалка).

 цфиалка.jpg

13.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
«Назови ласково»
Фиалка — фиалочка

герань — геранька,

кактус — кактусик,

корешок — корешочек,

стебель — стебелек,

лист — листок (листик),

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — землица,

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко.

цгерань.jpg 

14. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

цфикус.jpgцфуксия.jpg

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.


 

15.Лексический строй речи
Подбери признаки (не менее трёх признаков): 
герань (какая?) – … 

Подбери действия (не менее трёх действий): 
герань (что делает?) – … 

16.Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения). Например: « Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием».

17. Выучите с ребенком  стихотворение: 

Вот растёт бегония – 
Пышная красавица. 
Красотой своей она 
Во всем мире славится. 
Меня фиалкою зовут. 
Так называй меня и ты. 
Пусть на окне твоём растут 
Мои весёлые цветы.

 цбегония.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.03.2024

Дата обновления: 11.03.2024

Дата публикации: 12.03.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».