10.03.2024
Уважаемые взрослые!
Предлагаю вам продолжение
большого сборника игр (часть 2) для развития познавательных способностей и речи
у детей старшего дошкольного возраста. Большинство игр не требуют никакого
оборудования и большой группы детей, поэтому родителям нужно только желание и
немного свободного времени. А воспитатели детского сада могут использовать те
игры, в которых предполагается участие группы детей, настольные игры,
предметные карточки, игрушки и пространство игровой комнаты. Во многие игры
можно играть как в помещении, так и на прогулке, по дороге домой, в машине, на
море, в путешествии.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (часть 2)
Игра «Составь
предложение по двум картинкам»
Цель: развитие внимания,
мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска,
магниты, пары предметных картинок: бабушка - кофта (чашка, ваза, девочка -
кролик (фасоль, лыжи, мальчик - кот (велосипед, коньки, аист - гнездо и т. д.
Воспитатель поочередно
прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней
как можно больше предложений.
Игра «Любимая еда»
Цель: развивать мышление,
речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Оборудование: предметные картинки, например: корова - сено, кролик - капуста,
медведь - мед, кошка - молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением
животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки
с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому
животному разложить его любимую еду.
Игра «Скажи мне
наоборот»
Цель: развитие мышления,
внимания, умения подбирать слова-антонимы. Воспитатель предлагает детям назвать
слова противоположного значения, например: большой - маленький. Можно
использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный,
пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый и т. д.
Игра «Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания,
мышления.
Оборудование: карточка к
заданию.
Воспитатель предлагает ребенку
рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности,
нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и
объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.
Игра «Ассоциация»
Группа детей выстраивается в
круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям
по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний
придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть
следующие ассоциации.
Щенок играет в мячик.
Щенок прыгает как мячик.
Щенка надо кормить, а мячик — нет.
Щенок пушистый и теплый, а
мячик гладкий и холодный.
У щенка глаза круглые, как
мячик. Дети любят играть со щенком и мячиком.
Игра «Раз, два, три
лишний уходи»
Игра помогает формировать
понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ
синтез)
Необходимый инвентарь:
картинки.
Ход игры: покажите картинки с
предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл
— самолет; трамвай, автобус, электричка — КАМаз; пожарная машина, скорая помощь,
продуктовая машина - такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?
Закрепляем: меняйтесь ролями.
Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные
понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте
ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.
Игра «Сладкоежки»
Игра помогает формировать
зрительный контроль; развивает восприятие величины
Необходимый инвентарь: рисунки
банок с вареньем, надкусанных яблок.
Ход игры: покажите ребенку
несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите,
из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему
он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его
ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница?
Почему он так решил? Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи
следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы
взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?
Игра «Сели мы на
саночки»
Игра учит подбирать нужные
предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение.
Необходимый инвентарь:
картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.
Ход игры: покажите картинки
времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи,
коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко,
лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами
года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а
велосипед — к зимней и т. д.
Закрепляем: вспомните стихи и
песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли
мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с
собой сегодня именно эти игрушки?
Усложняем: сыграйте в
словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут.
Например: лето — самокат, зима — санки, весна — бумажный кораблик, а осенью
что? И т. п.
Игра «Да и нет»
говорите»
Игра учит угадывать предмет по
описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
Ход игры: предложите ребенку
угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает
крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом
наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что
из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.
Закрепляем: загадывать можно
любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет
женской одежды» (платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет),
«Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или
бальным, если малышу сложно угадать.
Пусть ребенок попробует сам
загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.
Игра
«Ребятушки-загадушки»
Игра учит определять предмет
по его характерным признакам. Необходимый инвентарь: игрушки.
Как играем: поставьте на стол
игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку:
«Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и
дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это
развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.
Закрепляем: играть можно на
улице, в дороге. Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры.
Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в
огороде и т. д.
Игра «Парные
картинки»
Игра учит находить смысловые
связи в парных картинках; формирует произвольную память.
Необходимый инвентарь: 5-6 пар
карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных
игр).
Ход игры: положите перед
ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и
топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара
кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2
минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что
лежало справа от оставшихся картинок. Спросите, что
общего между изображениями на картинках?
Возьмите следующие две пары
картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.
Усложняем: можно взять по три
карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка,
бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только
первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.
Игра «Отрицалки»
Игра учит делать логические
выводы методом отрицания/исключения. Необходимый инвентарь: опорные картинки.
Ход игры: предложите ребенку
отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не
синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы
кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят
справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя,
Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать
такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.
Внимание: Если ребенок вначале
не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего
и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.
Закрепляем: Когда ребенок
будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому
их можно решать везде, когда будет свободное время.
Усложняем: увеличиваем
количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и
красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей
желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».
Внимание: вы купили
родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке
брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила
папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры
и с пользой для ребенка.
Игра
«Обобщение-исключение» (4-й – лишний)
1. Поиск лишней картинки «4
лишний» (с картинками);
«3 лишний» (на словесном материале);
«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся
предметы?»
ü Стол, стул,
кровать, чайник.
ü Лошадь,
собака, кошка, щука.
ü Елка,
береза, дуб, земляника.
ü Огурец,
репа, морковь, заяц,
ü Блокнот,
газета, тетрадь, портфель
ü Огурец,
арбуз, яблоко, мяч.
ü Волк, лиса,
медведь, кошка.
ü Фиалка,
ромашка, морковь, василек.
ü Кукла,
машина, скакалка, книга.
ü Поезд,
самолет, самокат, пароход.
ü Воробей,
орел, оса, ласточка.
ü Лыжи,
коньки, лодка, санки.
ü Стул,
молоток, рубанок, пила.
ü Снег,
мороз, жара, лед.
ü Вишня,
виноград, картофель, слива.
ü Автобус,
трамвай, самолет, троллейбус.
ü Река, лес,
асфальт, поле.
ü Пожарник,
космонавт, балерина, милиционер.
ü Парта,
доска, учебник, ежик.
ü Змея,
улитка, бабочка, черепаха.
ü Краски,
кисти, чайник, полотно.
ü Шляпа,
крыша, дверь, окно.
ü Молоко,
чай, лимонад, хлеб.
ü Нога, рука,
голова, ботинок.
ü Храбрый,
злой, смелый, отважный.
ü Яблоко,
слива, огурец, груша.
ü Молоко,
творог, сметана, хлеб.
ü Час,
минута, лето, секунда.
ü Ложка,
тарелка, кастрюля, сумка.
ü Платье,
свитер, шапка, рубашка.
ü Мыло,
метла, зубная паста, шампунь.
ü Сосна,
береза, дуб, земляника.
ü Книга,
телевизор, радио, магнитофон.
Игра «Нужно - не
нужно»
«Я хочу посадить огород.
Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.
Варим суп. Варим компот.
Игра «Назови одним
словом»
Перечисляем несколько
предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним
словом:
ü суп, каша,
гуляш, кисель;
ü лошадь,
корова, овца, свинья;
ü курица,
гусь, утка, индейка;
ü волк, лиса,
медведь, заяц;
ü капуста,
картофель, лук, свекла;
ü пальто,
шарф, куртка, костюм;
ü туфли,
сапоги, кроссовки, босоножки;
ü шапка,
кепка, тюбетейка, берет;
ü липа,
береза, ель, сосна;
ü зеленый,
синий, красный, желтый;
ü шар,
куб, ромб, квадрат;
ü телевизор,
утюг, пылесос, холодильник;
ü автомобиль,
трактор, трамвай, автобус;
ü окунь,
щука, карась, сом.
Игра «Найди предметы
такого же цвета»
Цель: упражнять детей в умении
сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ход игры: Взрослый говорит:
«Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, коричневое,
синее, фиолетовое и т.д.)». Ведущий уходит, дети ищут в группе предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено
задание.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развивать восприятие, а
также внимание детей 4-5-летнего возраста.
Ход игры: Несколько игрушек
может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав
какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого
цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а
затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам
становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже данной
игрушки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль
ведущего.
Игра «Составь
картинку»
Цель: развивать восприятие у
детей 3-5-летнего возраста.
Оборудование: простые картинки
с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана
на 4 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по
образцу разрезанную картинку.
Для детей 5-6 лет можно
предложить следующее задание:
а)
собрать более сложные картинки;
б)
взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а
другую разрезать на 4 - 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в)
для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти,
без эталона.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.03.2024
Дата обновления: 10.03.2024
Дата публикации: 10.03.2024