Игры для развития познавательных способностей и речи у детей старшего дошкольного возраста (часть1). Консультация для родителей

08.02.2024

Уважаемые взрослые!

   Предлагаю вам большой сборник игр (часть 1) для развития познавательных способностей и речи у детей старшего дошкольного возраста. Большинство игр не требуют никакого оборудования и большой группы детей, поэтому родителям нужно только желание и немного свободного времени. А воспитатели детского сада могут использовать те игры, в которых предполагается участие группы детей, настольные игры, предметные карточки, игрушки и пространство игровой комнаты. Во многие игры можно играть как в помещении, так и на прогулке, по дороге домой, в машине, на море, в путешествии. Стоит только начать  и вы увидите, как эти занятия радуют детей.

«Небылицы»

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение Необходимый инвентарь: мяч.

Ход игры: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе.

Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

 

Игра «Тут что-то не так»

Цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

Возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

«Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал».

«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».

«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».

 

Игра «Гимнастика внимания»

Цель: развитие произвольного внимания.

Возраст: 4-6 лет

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы играть.

Вы, ребята, не зевайте,

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

 

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша.

Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! - просит бабушку крючок.

 

Игра «Разные животные»

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

- один хлопок - поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую);

- два хлопка - поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу);

- три хлопка - поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

 

Игра «Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни - деревянные, а другие - пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек, например, елочки ставит  рядом и просит ребенка сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке - все деревянные игрушки, а в другой - все пластмассовые».

 

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, это значит, что …

Мальчик моет руки, потому что ...

Если переходить улицу на красный свет, то ...

Автобус остановился, потому что ...

 

Игра «Летает - не летает»

Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке, по дороге домой, в путешествии и пр.

 

Игра «Съедобное - не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».Хочу такой сайт

 

Игра «Будь внимательным»

Ход игры: Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

 

Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее,  осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче - осеннее пальто, еще короче - зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

 

Игра «Угадай-ка: плывет - тонет?»

Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие - тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка - гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие  предметы плавают, а какие тонут, почему?

 

Игра «Что было?»

«В детском саду воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети, посмотрите в окно, все вокруг белое - земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «Ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга - Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

 

Задание «Продолжи предложения»:

Мы включили свет, потому что ... .

Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что ... .

Дети надели теплую одежду, потому что ... .

Щенок громко залаял, потому что ... .

Алеша выглянул в окно и увидел ... .

Таня проснулась утром и ... .

 

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитная доска, магниты, 8 пар предметных картинок: мухомор - подосиновик, платье - юбка, ваза - кувшин, заяц - кролик, кот - рысь, трамвай - троллейбус, аист - лебедь, ель - лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

 

Игра «Что это? Кто это?»

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

 

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка, поднос с девятью картинками, три из которых - одинаковые (для каждого ребенка).

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых

одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.

 

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками, которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты: молоток, пила, лопата и т.д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).

 

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка).

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

 

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

 

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления. Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.02.2024

Дата обновления: 07.02.2024

Дата публикации: 08.02.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».