Рекомендации для родителей по лексической теме «Транспорт»
06.02.2024
Рекомендации для родителей: закрепите обобщающее понятие "Транспорт".
Побеседуйте о различных видах транспорта (о частях и деталях), поговорите о профессиях, связанных с различными видами транспорта: водитель, летчик, машинист и т.д. Поиграйте с детьми в речевые игры. Периодически возвращайтесь к тем играм, которые вызвали затруднения у детей.
Примерный словарь
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.
Материал для рассказа может быть следующим.
Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт — это грузовые и легковые машины, автобус, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.
Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые — для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомобилем шофёр.
В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по другим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае — вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сиденьями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус — на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса — колеса резиновые, ездят они по асфальту.
В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая билет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.
В другие города можно поехать на поезде, электричке, предварительно взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, которые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. Поезд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие — входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рельсам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет билеты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.
Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.
Воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, сопло (у ракеты). Аэродром — огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт самолёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажирам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы... Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полётом покупают билеты в кассах аэропорта.
Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.
Водный транспорт: корабли, катера, яхты, лодки — подводные, моторные, парусные, вёсельные.
Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капитан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»
Подземный транспорт — метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице — эскалатору. Метро — скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного конца города в другой.
Отвечаем на вопросы:
Зачем людям нужен транспорт?
1. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/
2. Какие легковые автомобили ты знаешь?
3. Какие грузовые автомобили ты знаешь?
4. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды.../
5. Чем отличается троллейбус от трамвая?
6. Ходят ли в нашем городе трамваи?
7. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/
8. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/
9. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/
10. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/
11. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/
12. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?
13.В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?
14. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Игра "Назови":
а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе.../ б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме.../ в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/
Как называют человека, который:
- водит машину, автобус, троллейбус - ... /водитель, шофёр/,
- управляет самолётом - ... /лётчик, пилот/,
- управляет кораблём - ... /капитан/,
- водит трамвай - ... /вагоновожатый/,
- водит поезда - ... /машинист/,
- водит велосипед - ... /велосипедист/,
- водит мотоцикл - ... /мотоциклист/,
- следит за порядком на дороге, регулирует движение -... /регулировщик/
«Назови транспорт» - образование относительных прилагательных
Как можно назвать транспорт, который:
- перевозит грузы /какой?/ - ... /грузовой/,
- перевозит пассажиров /какой?/ /пассажирский/,
- передвигается только по воде /какой?/ - ... /водный/,
- передвигается только по воздуху /какой?/ - ... /воздушный/,
- передвигается только по железной дороге - ... /железнодорожный/,
- передвигается только под землёй /какой?/ - ... /подземный/.
«Один -много» - образование существительных во множественном числе
поезд - поезда, /много чего?/ - поездов, трамвай - трамваи, /много чего?/ - ... , велосипед - ..... /много чего?/ - ...,
троллейбус - .... /много чего?/ - ...,
автобус - ..., /много чего?/ - ...,
такси - такси, /много чего?/ - такси
« 4-й лишний»
-ракета, автобус, олень, метро.
- бабочка, самолёт, жук, птица.
«Сосчитай до пяти» - согласование числительных с существительными
Со словами: автобус, грузовик, самолет, велосипед, машина, лодка
«Назови детали» - расширение словарного запаса
Назовите детали самолета: нос, корпус, хвост, иллюминаторы, шасси, крылья…
Детали корабля: нос, палуба, корма, штурвал…
Детали автомобиля…
Детали велосипеда…
"Подбери действие к предмету" - расширение глагольного словаря
Поезд ( что делает?) - ... едет, идет, мчится, гудит, везет, перевозит, останавливается …
Самолет (что делает?) - ... взлетает, летит, перевозит, приземляется…
«Подобрать слово - признак»
Машина (какая?) - ...
Автобус (какой?) - ...
Самолет (какой?) - ...
Посмотрите вместе:
https://youtu.be/2BGUBb5ZGnc?si=EWrIzQn6G4ESMv3I
https://youtu.be/cY_WX8q62SY?si=PGxIDuXKHz-wmX5L
https://youtu.be/gocnOBTraO4?si=mSETI1fwT5-ByDe2
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2024
Дата обновления: 06.02.2024
Дата публикации: 06.02.2024