Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь ребенка играя, по дороге в детский сад."
04.02.2024
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня.
Поэтому
необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному
языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно,
совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество
игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко
использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице,
в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и
их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья,
дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки,
листья".
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить
значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение
произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит
пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно.
2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки,
последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?».
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин
или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте,
что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на
каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за
опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите...
Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять,
например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все,
что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или
хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся,
другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два
персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена,
познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках
и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и
предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не
слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны.
Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов.
Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом
захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать
именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше
в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего
рассказчика!
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это
неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители
устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А
ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная
связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование
доверительных и дружеских отношений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2024
Дата обновления: 04.02.2024
Дата публикации: 04.02.2024