04.09.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧТО
МОЖЕТ (ДОЛЖЕН) ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК
2
- 3 лет
Каждый малыш уникален, однако
развитие всех детей имеет общие этапы и черты. Какие изменения происходят с
ребенком в возрасте 2–3 лет, как родители могут способствовать его развитию в
этом возрасте и в каких случаях стоит обратиться за консультацией к
специалистам?
Главные достижения этого возраста
В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком
происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из
самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать
новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. Эти открытия не
всегда приятны: многим знаком термин «кошмарные двухлетки», которым принято
обозначать импульсивное и капризное поведение большинства детей в этом
возрасте. Между тем, приступы гнева для них нормальны, потому что дети часто
еще не знают, как иначе выразить сильные эмоции, которые начинают испытывать:
разочарование, гнев, вину и стыд.
Малыш начинает осознавать,
как его поведение влияет на родителей, и наоборот, как влияют на него действия
мамы или папы. Дети в этом возрасте все меньше тревожатся в момент расставания
с мамой и уже не так сильно страдают, когда ее нет рядом.
Развитие речи
Приблизительно к двум годам
ребенок начинает строить предложения из 2–3 слов, используя местоимения «я», «ты»,
«мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и
пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной.
К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать
предложения из 3–5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по
очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога —
вначале короткого, а затем все более развернутого.
Ребенок учится
рассказывать о том, что с ним произошло в течение дня. С помощью родительских
подсказок он может упорядочить события таким образом, чтобы составить из них
простую историю, например: «Я ходил в магазин» — «А что ты там делал?» — «Покупал
молоко». К трем годам ребенок уже в состоянии выдумать и рассказать короткую
незамысловатую историю, основанную на его опыте и впечатлениях. Также в этом
возрасте ребенок проявляет зачатки абстрактного мышления, рассуждая о людях и
предметах, которые находятся вне зоны прямой видимости: «Бабушка пошла в
магазин» или «Мой шарик на дереве».
Мышление
На развитие когнитивных
процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление) влияет буквально
все, что ребенок успел к этому времени узнать и изучить, и ежеминутно
продолжает осваивать, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем
лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например,
большой — маленький, день — ночь.
Ребенок начинает указывать на
части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить
одинаковые по форме и цвету. Ребенок учится запоминать, как выглядят предметы:
например, яблоки красные и круглые. Его метод решения задач — метод проб и
ошибок.
Игры и обучение
Игры особенно важны в раннем
возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям
2–3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры,
устраивать «чаепития», играть кубиками разных цветов и размера, играть с
тостером, с музыкальными игрушками, рисовать пальцами или кисточкой, устраивать
шуточную борьбу. В игре они осваивают свойства и качества предметного мира,
осваивают форму, цвет и размер, постепенно учатся дожидаться своей очереди. В
этом возрасте они получают удовольствие, когда взрослые рассказывают им
истории, читают или поют.
Бытовые навыки
Примерно в это же время ребенок
начинает подражать родителям в повседневных делах и осваивает навыки
самообслуживания. Например, учится мыть руки и умываться, самостоятельно есть и
одеваться — хотя пока у него лучше получается снимать одежду, чем надевать.
Конечно, он еще учится, и родителям приходится помогать ему почти во всем.
Очень важно для формирования самостоятельности методично и последовательно,
терпеливо помогать и учить ребенка навыкам самообслуживания, а не делать вместо
ребенка (например: кормить, одевать-раздевать, до 3 лет не приучить к горшку),
поскольку это затормаживает его развитие.
В возрасте 2 лет малыша
нужно приучать пользоваться туалетом.
Как понять, что ребенок готов отказаться от памперсов? То есть, формирование
каких функций психики обеспечивает возможность приучения к горшку?
1. Он может выполнить большинство вещей, о которых его
просят, без посторонней помощи.
2. Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие
люди. Да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной
способ обучения в этом возрасте.
3. Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник.
4. Может выполнять простые инструкции, например: «Дай
мяч папе».
По этим особенностям поведения
можно понять, готов ли уже ребенок к горшку, но лучше не форсировать события.
Отказ от подгузников — одна из самых сложных и комплексных задач для ребенка в
этом возрасте. Судите сами: он должен распознать свои позывы, понять, что нужно
отправиться в туалет (а значит, уметь ходить), суметь забраться на унитаз или
сесть на горшок, а также снять и надеть одежду. Поэтому если начать приучать
малыша к туалету раньше, чем он будет готов, то ему может потребоваться больше
времени, чтобы освоить этот навык. Но если вы намерены отдавать ребенка 2 лет в
детский сад, этому навыку необходимо научить заранее.
Чем более способным к
самообслуживанию будет ваш ребенок до детского сада, тем спокойнее пройдет
период его адаптации к новым условиям, режиму дня, коллективу детей и персоналу
детского сада - «чужим взрослым».
Родители могут укрепить
уверенность ребенка в своих силах, позволяя ему или ей помогать по дому с
несложными делами (убирать игрушки, складывать вещи, подметать пол и т.д.).
Координация движений
Двухлетний ребенок уже может бегать
и, скорее всего, реже падает. Он учится самостоятельно подниматься и спускаться
по лестнице, на первых порах с использованием перил, а затем и без них. Он все
лучше умеет бросать предметы, пинать и ловить мяч, и даже может балансировать
на одной ноге в течение нескольких секунд.
В этом возрасте также
появляются и другие двигательные навыки: прыжки на месте, езда на трехколесном
велосипеде, умение поочередно переставлять ноги, поднимаясь по лестнице. Все
эти новые возможности выглядят просто удивительным прогрессом по сравнению с
тем, что ребенок умел (или, точнее, не умел) всего несколько месяцев назад.
Если родители
находятся рядом, пока ребенок исследует мир, готовы всегда прийти на помощь и
подстраховать, но при этом не одергивают и не мешают, он чувствует себя более
уверенно и безопасно. Это дает ему смелость пробовать новое и расширяет
возможности для развития. А родителям пора подумать о том, как сделать дом более безопасным.
Как помочь развитию малыша
Помочь развитию ребенка в этом возрасте можно разными
способами. Вот некоторые из них.
1. Давайте ребенку возможность поиграть со
сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные
навыки. Но не стоит ожидать, что малыш быстро научится делиться своими
игрушками и ждать своей очереди — в этом возрасте дети еще уверены, что всё
вокруг подчиняется их воле.
2. Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как
использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную
моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
3. Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте
свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем
больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить
ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например,
«стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным
стулом».
4. Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы,
придумывание историй и пение способствуют развитию речи, мышления и
воображения.
5. Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу
заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с
математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30
минут». Можно давать маленьким детям простые задания, например: перемешать
салат или соединить части бутерброда.
6. Каждый раз, когда ребенок осваивает новый навык,
обращайте внимание на его достижения и не скупитесь на похвалу. Поощряйте его применять
те навыки, которым он уже научился, даже если сам ребенок считает, что это
трудно.
Поводы для беспокойства
Все дети развиваются с разной
скоростью, и границы «нормы» во многих случаях размыты. Однако если вы чувствуете,
что что-то не так, если у вас возникли опасения по поводу развития
ребенка или вы заметили тревожные симптомы - это повод
обратиться к педиатру.
Зрение, слух и общение: ребенок не смотрит в глаза;
плохо слышит или видит; не использует словосочетания из двух слов (красная
машина) в двухлетнем возрасте и фразы из трех слов и более — в трехлетнем; во
время разговора его трудно понять даже членам семьи.
Поведение: ребенок не может выполнять простые указания,
например: «Подойди ко мне»; не пытается копировать действия или слова в
считалочках вроде «Сорока-ворона»; не может что-то делать в игре понарошку
(например, кормить куклу); не интересуется ролевыми играми; не выражает своих
чувств; не интересуется другими детьми; ему тяжело даже ненадолго расстаться с
родителями или, наоборот, он не приходит к ним за утешением.
Движения и моторные навыки: ребенок не может подниматься и
спускаться по лестнице, даже держась за перила или руку родителя; с трудом
удерживает мелкие предметы, такие как карандаш; не пытается рисовать или
чиркать карандашом по бумаге; не умеет бегать, всегда ходит на носочках.
Если ребенок уже умел что-то делать, а потом утратил
навык - это тоже сигнал, чтобы проконсультироваться у специалистов.
Глубже и подробнее проникнуть в мир малыша, а главное - с практическими рекомендациями, играми и упражнениями вам поможет книга - Г.Монина и ЕЛютова "Проблемы маленького ребенка"
Книга разделена на три части: в первой раскрываются основные возрастные особенности маленьких детей (речь идет о раннем возрасте), во второй - подборка авторских игр для родителей и детей, а в третьей (самой, на мой взгляд, ценной) - советы родителям из цикла "что делать, если...". И приводятся конкретные практические рекомендации, без "воды", что иногда очень нужно родителям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2021
Дата обновления: 05.01.2023
Дата публикации: 04.09.2021