Что может (должен) знать и уметь ребенок 2-3 лет

04.09.2021

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

ЧТО МОЖЕТ (ДОЛЖЕН) ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК

 2 - 3 лет 

8024b11321ce0595bf29159eb53e338d.jpg
                                                             

     Каждый малыш уникален, однако развитие всех детей имеет общие этапы и черты. Какие изменения происходят с ребенком в возрасте 2–3 лет, как родители могут способствовать его развитию в этом возрасте и в каких случаях стоит обратиться за консультацией к специалистам?

 

Главные достижения этого возраста

     В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. Эти открытия не всегда приятны: многим знаком термин «кошмарные двухлетки», которым принято обозначать импульсивное и капризное поведение большинства детей в этом возрасте. Между тем, приступы гнева для них нормальны, потому что дети часто еще не знают, как иначе выразить сильные эмоции, которые начинают испытывать: разочарование, гнев, вину и стыд.

     Малыш начинает осознавать, как его поведение влияет на родителей, и наоборот, как влияют на него действия мамы или папы. Дети в этом возрасте все меньше тревожатся в момент расставания с мамой и уже не так сильно страдают, когда ее нет рядом.

 

Развитие речи

     Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2–3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3–5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого.

      Ребенок учится рассказывать о том, что с ним произошло в течение дня. С помощью родительских подсказок он может упорядочить события таким образом, чтобы составить из них простую историю, например: «Я ходил в магазин» — «А что ты там делал?» — «Покупал молоко». К трем годам ребенок уже в состоянии выдумать и рассказать короткую незамысловатую историю, основанную на его опыте и впечатлениях. Также в этом возрасте ребенок проявляет зачатки абстрактного мышления, рассуждая о людях и предметах, которые находятся вне зоны прямой видимости: «Бабушка пошла в магазин» или «Мой шарик на дереве».

Мышление

     На развитие когнитивных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление) влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени узнать и изучить, и ежеминутно продолжает осваивать, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь.

     Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. Ребенок учится запоминать, как выглядят предметы: например, яблоки красные и круглые. Его метод решения задач — метод проб и ошибок.

Игры и обучение

     Игры особенно важны в раннем возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям 2–3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры, устраивать «чаепития», играть кубиками разных цветов и размера, играть с тостером, с музыкальными игрушками, рисовать пальцами или кисточкой, устраивать шуточную борьбу. В игре они осваивают свойства и качества предметного мира, осваивают форму, цвет и размер, постепенно учатся дожидаться своей очереди. В этом возрасте они получают удовольствие, когда взрослые рассказывают им истории, читают или поют.

 

Бытовые навыки

     Примерно в это же время ребенок начинает подражать родителям в повседневных делах и осваивает навыки самообслуживания. Например, учится мыть руки и умываться, самостоятельно есть и одеваться — хотя пока у него лучше получается снимать одежду, чем надевать. Конечно, он еще учится, и родителям приходится помогать ему почти во всем. Очень важно для формирования самостоятельности методично и последовательно, терпеливо помогать и учить ребенка навыкам самообслуживания, а не делать вместо ребенка (например: кормить, одевать-раздевать, до 3 лет не приучить к горшку), поскольку это затормаживает его развитие.

     В возрасте 2 лет малыша нужно приучать пользоваться туалетом. Как понять, что ребенок готов отказаться от памперсов? То есть, формирование каких функций психики обеспечивает возможность приучения к горшку?

1. Он может выполнить большинство вещей, о которых его просят, без посторонней помощи.

2. Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие люди. Да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной способ обучения в этом возрасте.

3. Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник.

4. Может выполнять простые инструкции, например: «Дай мяч папе».Хочу такой сайт

    По этим особенностям поведения можно понять, готов ли уже ребенок к горшку, но лучше не форсировать события. Отказ от подгузников — одна из самых сложных и комплексных задач для ребенка в этом возрасте. Судите сами: он должен распознать свои позывы, понять, что нужно отправиться в туалет (а значит, уметь ходить), суметь забраться на унитаз или сесть на горшок, а также снять и надеть одежду. Поэтому если начать приучать малыша к туалету раньше, чем он будет готов, то ему может потребоваться больше времени, чтобы освоить этот навык. Но если вы намерены отдавать ребенка 2 лет в детский сад, этому навыку необходимо научить заранее.

     Чем более способным к самообслуживанию будет ваш ребенок до детского сада, тем спокойнее пройдет период его адаптации к новым условиям, режиму дня, коллективу детей и персоналу детского сада -  «чужим взрослым».Хочу такой сайт

      Родители могут укрепить уверенность ребенка в своих силах, позволяя ему или ей помогать по дому с  несложными делами (убирать игрушки, складывать вещи, подметать пол и т.д.).

 

Координация движений

       Двухлетний ребенок уже может бегать и, скорее всего, реже падает. Он учится самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, на первых порах с использованием перил, а затем и без них. Он все лучше умеет бросать предметы, пинать и ловить мяч, и даже может балансировать на одной ноге в течение нескольких секунд.

     В этом возрасте также  появляются и другие двигательные навыки: прыжки на месте, езда на трехколесном велосипеде, умение поочередно переставлять ноги, поднимаясь по лестнице. Все эти новые возможности выглядят просто удивительным прогрессом по сравнению с тем, что ребенок умел (или, точнее, не умел) всего несколько месяцев назад.

       Если родители находятся рядом, пока ребенок исследует мир, готовы всегда прийти на помощь и подстраховать, но при этом не одергивают и не мешают, он чувствует себя более уверенно и безопасно. Это дает ему смелость пробовать новое и расширяет возможности для развития. А родителям пора подумать о том, как сделать дом более безопасным.

 

Как помочь развитию малыша

Помочь развитию ребенка в этом возрасте можно разными способами. Вот некоторые из них.

1. Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. Но не стоит ожидать, что малыш быстро научится делиться своими игрушками и ждать своей очереди — в этом возрасте дети еще уверены, что всё вокруг подчиняется их воле.

2. Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.

3. Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например, «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».

4. Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи, мышления и воображения.

5. Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Можно давать маленьким детям простые задания, например: перемешать салат или соединить части бутерброда.

6. Каждый раз, когда ребенок осваивает новый навык, обращайте внимание на его достижения и не скупитесь на похвалу. Поощряйте его применять те навыки, которым он уже научился, даже если сам ребенок считает, что это трудно.

 

Поводы для беспокойства

     Все дети развиваются с разной скоростью, и границы «нормы» во многих случаях размыты. Однако если вы чувствуете, что что-то не так, если у вас возникли опасения по поводу развития ребенка или вы заметили тревожные симптомы - это повод обратиться к педиатру.

Зрение, слух и общение: ребенок не смотрит в глаза; плохо слышит или видит; не использует словосочетания из двух слов (красная машина) в двухлетнем возрасте и фразы из трех слов и более — в трехлетнем; во время разговора его трудно понять даже членам семьи.

Поведение: ребенок не может выполнять простые указания, например: «Подойди ко мне»; не пытается копировать действия или слова в считалочках вроде «Сорока-ворона»; не может что-то делать в игре понарошку (например, кормить куклу); не интересуется ролевыми играми; не выражает своих чувств; не интересуется другими детьми; ему тяжело даже ненадолго расстаться с родителями или, наоборот, он не приходит к ним за утешением.

Движения и моторные навыки: ребенок не может подниматься и спускаться по лестнице, даже держась за перила или руку родителя; с трудом удерживает мелкие предметы, такие как карандаш; не пытается рисовать или чиркать карандашом по бумаге; не умеет бегать, всегда ходит на носочках.

Если ребенок уже умел что-то делать, а потом утратил навык - это тоже сигнал, чтобы проконсультироваться у специалистов.

     Глубже и подробнее проникнуть в мир малыша, а главное - с практическими рекомендациями, играми и упражнениями вам поможет книга  - Г.Монина и ЕЛютова  "Проблемы маленького ребенка"

    Книга  разделена на три части: в первой раскрываются основные возрастные особенности маленьких детей (речь идет о раннем возрасте), во второй - подборка авторских игр для родителей и детей, а в третьей (самой, на мой взгляд, ценной) - советы родителям из цикла "что делать, если...". И приводятся конкретные практические рекомендации, без "воды", что иногда очень нужно родителям.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.09.2021

Дата обновления: 05.01.2023

Дата публикации: 04.09.2021

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».