Детские страхи: что делать?

27.09.2021

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: 

          ЧТО ДЕЛАТЬ?       

80219ea5b712b038af88fcbb9e0e5705.jpg
     
     

Страх – это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Страх считается аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха, тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Таким образом, если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и для благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Условно страхи можно разделить на 2 большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.

Наиболее типичные детские страхи

На каждом этапе своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:

·       от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;

·       от 7 месяцев до 1 года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;

·       дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров;

·       источником страха детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик: ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 2 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера – краны, большие машины;

·       дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи, которых у него немало;

·       в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату – уходит из жизни старшее поколение;

·       7-8-летние дети боятся вызывать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям;

·       дети с 8 лет  больше всего боятся смерти родителей.

Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз. С устойчивыми страхами целесообразно обратиться к специалисту.

Старший дошкольный возраст. В этом возрасте проходит самый насыщенный страхами период. И не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче разделять опасное и неопасное, страшное и нестрашное. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

 

Приобретенные страхи

Первая причина приобретенных страхов – это некое  вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и … «нехороших людей». Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.

Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «перетаскивают» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои.Хочу такой сайт

Третья причина – запугивание в воспитании. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных страхов и гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание. Причем пугают всем, что придет на ум: милиционерами, дядьками, сказочными героями, пауками, разбойниками, животными и т.д.

 

Страх смерти у детей

Самый распространенный страх у детей 6-7 лет – это страх смерти и всего, связанного с возможностью умереть. В чем же причина?

Ребята такие бодрые, здоровые, бесшабашные вдруг начинают осознавать: «Меня же не было раньше. Меня НЕ БЫЛО СОВСЕМ». Опять же, ребенок сопоставляет: есть я, мама, бабушка, у бабушки была мама и у нее тоже… по мере взросления ему становятся более понятны возрастные перемены, происходящие с человеком: «Мама, ты стареешь, а я расту, взрослею, потом тоже  буду стареть…», «Моя бабушка еще жива…». Наряду с этим к ребенку приходит неизбежное понимание, что умирают все. Теперь он начинает боятся всего, что может принести смерть. Огонь, пожар, глубина, землетрясение, болезнь, нападения и  т.д. внушают некоторым детям непреодолимый ужас.

О детском страхе смерти можно догадаться по наличию «страшных снов» и связанных со смертью страхов, таких как боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязнь стихии (у мальчиков). Категория смерти в 6 и 7 лет – это реальность, которую ребенок  должен признать как нечто неизбежное в жизни. Именно нежелание признавать эту неизбежность и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.

Нередко это и отображается в сновидениях: «Горит дом, где я», «За мной бежит дядька с ножом», «Крыса растет, становится старухой и душит меня».

В таких случаях ребенку надо объяснить, что большинство людей живут очень долго и умирают в глубокой старости.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Иногда родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка: «Будешь капризничать – я отдам тебя чужой тете!». Здесь 2 варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или действительно верит запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности, неценности, но и родители выступают для него источником этого страха. Для формирования очень важной для жизни вашего ребенка  привязанности к родителям это совершенно неприемлемо.

Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые навязывают ребенку страхи: «Почему не ешь кашу? – Болит живот? – Пойдешь к врачу, и он будет делать тебе уколы». Да, уколы болезненны, и ребенок помнит об этом, он боится и не хочет ни кашу, ни уколов, ни врачей… И в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку или даже просто получить справку, ребенка сложно будет привести в поликлинику. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей.

Очень часто ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация встречается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который значительно увеличивается по отношению к малышу. Особенно если он единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку – укусит», «Не ходи по лужам – заболеешь», «Не ходи один во двор – там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на это внимание, относясь к предостережениям взрослых, как некоторому фону, и раздражая этим родителей. Но беда  в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха могут быть какие-либо события, произошедшие неподалеку от дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя в безопасности.

Дополнительные источники страхов – СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, по телевизору, в айпаде или телефоне. Ребенок также может быть невольным зрителем (или слушателем в соседней комнате), когда вы сами смотрите ужастики или фильмы-катастрофы. Не удивляйтесь тогда, что ребенку начинают сниться кошмары или он не может заснуть полночи. Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в современной детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

В случае появления страхов у ребенка родителям нужно устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого нужно внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом и критично пересмотреть требования к ребенку. Следует обратить внимание на то, не требуете ли вы от ребенка слишком многого, не слишком ли часто оказывается он в ситуации тотального неуспеха. Помните, ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна за другой. Поэтому родителям рекомендуется всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. На этом фоне полезно пересмотреть применяемые методы воспитания, оценить, насколько наказания перевешивают поощрения. Именно в таких ситуациях родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь и нежность. Оказанная ребенку помощь в его борьбе со страхом даст совместное сплачивающее переживание радости от обретенной победы.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого родители должны умерить свои требования к ним, реже наказывать и меньше обращать внимание на враждебность, которую они время от времени проявляют к вам. Спокойствие ребенку дает ощущение уверенности в любви родителей, а доказать  любовь ребенку можно только ровным и неизменным отношением к нему.

Поэтому, как вы видите, одна из главных ролей в избавлении от страхов отводится понимающим родителям. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать вам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться вас и почувствуют, что их не осуждают, а понимают.

   Во вложении находится таблица, в которой вы найдете информацию о критериях нормы появления страхов у детей в зависимости от пола и возраста. 

     Чтобы лучше понимать своих детей и справиться со страхами, рекомендую обратиться к книге - А.И.Захаров "Дневные и ночные страхи  у детей".

       В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.

Книга рассчитана как на специалистов в области психического здоровья детей, так и на родителей, способных понять современные проблемы развития детей.

  

 

Просмотров всего: , сегодня:

ДЕТСКИЕ СТРАХИ (норма).doc (скачать)
А.И.Захаров Ночные и дневные страхи у детей.doc (скачать)

Дата создания: 12.09.2021

Дата обновления: 08.01.2023

Дата публикации: 27.09.2021

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».