08.01.2024
Консультация для родителей
«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»
Как развивать музыкальный слух ребенку? 3
шага
Итак, давайте поговорим о том, как развивается
слух, что важно, а что не очень.
Прежде чем
задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а
какой результат хочется получить.
Это как со
спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая подготовка. И
здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим возможным поступлением
в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с возможностью превратить его в
хобби для души. И кстати большой вопрос, что в большей степени сделает жизнь
человека счастливее, первый или второй вариант :)
Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух,
умение спеть на встрече друзей. Это средний необходимый уровень развития
способности, на которую способен любой ребенок.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее
слушать?
Классическая музыка безусловно полезна. Это
часто упоминается в литературе, поэтому примем это как данность. Однако я
думаю, что все же это необязательный атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым
самим классическая музыка. Если да, то вы можете попробовать поделиться этим с
ребенком, а после постараться увидеть обратную связь от него. В классической
музыке много звуков разной высоты, гармоний и переплетений звуков. Мозг ребенка
будет учиться воспринимать звуки разной высоты, это полезно. Но если мама
морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от классической музыки, то
ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации лучше отказаться от
прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь гораздо важнее
приятное совместное времяпрепровождение.
Итак, обратите внимание на обратную связь от
ребёнка, важно, чтобы ему самому нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное
- это не заставлять. Не нравится, ну, и не надо. Сделайте паузу на месяц, потом
попробуете еще, если очень хочется. Без фанатизма, как говорится :)
Теперь про то, из
чего вообще складывается музыкальный слух:
1) Уметь различать
высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию
Давайте обсудим,
как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько примеров игр, а
какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь - понять
примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.
1) УЧИМСЯ
РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ
Например, как
гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки маленькие?
Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то
пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень
забавно смотрится в их исполнении.
Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок
подражает и выдает разную высоту звуков. Это важно.
Я спрашивала иногда и что-то еще, например,
как ты чихаешь, покажи! А как чихает мама? А как папа? И ребенок с
удовольствием изображает, причем на разные голоса.
Если есть детское пианино, то можно
сыграть на низких звуках и спросить, ребенка, кто это идет, медведь или мышка?
А потом сыграть на высоких звуках и спросить то же самое. Дети обычно очень
быстро начинают различать и все правильно говорят.
Для деток постарше, если есть детское
пианино, можно поиграть так: ребенок отворачивается, мама нажимает на клавишу.
Ребенок поворачивается и старается по звуку угадать, какая клавиша была нажата.
3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что на пианино в одну сторону звуки
становятся выше, а в другую - ниже.
2) УЧИМСЯ
ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ
Чтобы запомнить мелодию, нужно ее
несколько раз услышать. Причем не просто услышать, а иметь возможность
заметить, что это одна и та же мелодия.
На начальном этапе важно петь/слушать
небольшое количество песенок (1-3). Так, чтобы ребенок имел возможность
заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.
· Мама поет перед
сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и мелодия не
меняется от раза к разу)
· любые детские
песенки, которые можно включить
· музыкальные игрушки (выбирайте
только игрушки, которые нормально реалистично и по-доброму выглядят - НЕ
хаги-ваги)
· детское пианино или книжка/телефон с песенками
Т.е. ребенок должен иметь возможность
слушать разные мелодии. И повторять их прослушивание. Постепенно он начнет
узнавать их. Какие-то будут нравиться больше, какие-то меньше. Но обращайте
внимание на то, какие там песенки. Современные не всегда хороши. Я бы брала
проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.
Своего сына я проверяла тем, что пела
мелодию без слов, а он угадывал, что за песня. Но это подходит только тем, у
кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо этого можно включать начало
песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.
3) УЧИМСЯ ПЕТЬ
Умение петь я бы
еще разделила на составляющие:
· музыкальный слух
· чувство ритма
· голос
Очень важно для ребенка само
понимание того, что вообще можно петь. Некоторые дети, в семьях которых никто
не поет, с огромным удивлением и интересом прибегают посмотреть, послушать,
если кто-то начинает петь. Если в семье никто не поет, то подойдет даже просто
видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские песенки ребенку обязательно
должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у родителя нет, лучше не петь
совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то петь. Потому что
ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная последовательность
звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев каждый раз как
придется.
Как и когда начать петь?
Для начала лучше брать простые песенки,
без насыщенного сопровождения.
Дальше ребенок может помогать петь
какие-то части песенки, часто это бывают окончания фраз или припев, или
какие-то короткие понятные фразы.
Чтобы ребенок чувствовал длительность
музыкальных фраз и ритм, можно хлопать вместе под музыку, топать, прыгать,
ходить. В дальнейшем это влияет на то, как ребенок понимает и чувствует ритм, а
также момент, когда нужно начинать петь под музыку.
И третья часть - это развитие голоса.
Когда мы поем, мы дышим определенным образом. Берем дыхание, посылаем воздух
равномерно, чтобы получался красивый звук. Постоянно слышим обратную связь.
Здесь важен пример для подражания и тренировка. Если ребенку нравится петь, то
он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать их.
Но в целом не будет лишним пойти на
какой-нибудь музыкальный кружок.
Желаю всем радости от талантов ваших
деток! Они удивительные! И наша задача дать им возможности развивать свои
таланты!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.01.2024
Дата обновления: 11.01.2024
Дата публикации: 08.01.2024