Консультация для родителей. "Развиваем музыкальный слух в домашних условиях".

08.01.2024

Консультация для родителей

«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

 Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а какой результат хочется получить.

Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим возможным поступлением в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с возможностью превратить его в хобби для души. И кстати большой вопрос, что в большей степени сделает жизнь человека счастливее, первый или второй вариант :)

 Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей. Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой ребенок.

 КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее слушать?

 Классическая музыка безусловно полезна. Это часто упоминается в литературе, поэтому примем это как данность. Однако я думаю, что все же это необязательный атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым самим классическая музыка. Если да, то вы можете попробовать поделиться этим с ребенком, а после постараться увидеть обратную связь от него. В классической музыке много звуков разной высоты, гармоний и переплетений звуков. Мозг ребенка будет учиться воспринимать звуки разной высоты, это полезно. Но если мама морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от классической музыки, то ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации лучше отказаться от прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь гораздо важнее приятное совместное времяпрепровождение.

 Итак, обратите внимание на обратную связь от ребёнка, важно, чтобы ему самому нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное - это не заставлять. Не нравится, ну, и не надо. Сделайте паузу на месяц, потом попробуете еще, если очень хочется. Без фанатизма, как говорится :)

Теперь про то, из чего вообще складывается музыкальный слух:

1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию

Давайте обсудим, как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько примеров игр, а какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь - понять примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.

1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ

Например, как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень забавно смотрится в их исполнении.

 Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную высоту звуков. Это важно.

 Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные голоса.

         Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить, ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно говорят.

         Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.

2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ

       Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.

       На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3). Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.

Например:Хочу такой сайт

·       Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и мелодия не меняется от раза к разу)

·       любые детские песенки, которые можно включить

·       музыкальные игрушки (выбирайте только игрушки, которые нормально реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)

·       детское пианино или книжка/телефон с песенками

       Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки. Современные не всегда хороши. Я бы брала проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.

       Своего сына я проверяла тем, что пела мелодию без слов, а он угадывал, что за песня. Но это подходит только тем, у кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо этого можно включать начало песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.

3) УЧИМСЯ ПЕТЬ

Умение петь я бы еще разделила на составляющие:

·       музыкальный слух

·       чувство ритма

·       голос

          Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь. Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев каждый раз как придется.

           Как и когда начать петь?

       Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.

       Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.

       Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под музыку.

         И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивый звук. Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка. Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать их.

         Но в целом не будет лишним пойти на какой-нибудь музыкальный кружок.

         Желаю всем радости от талантов ваших деток! Они удивительные! И наша задача дать им возможности развивать свои таланты!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.01.2024

Дата обновления: 11.01.2024

Дата публикации: 08.01.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».