09.01.2024
Как влиять на эмоциональное развитие ребенка?
Все родители и педагоги, конечно,
беспокоятся о том, чтобы познавательное развитие ребенка было в возрастных
границах. И только в случае необычного поведения или неудач в общении ребенка с
другими детьми или взрослыми, мы начинаем обращать внимание на «что-то не так»
в личностном развитии ребенка.
Абсолютно верно то, что формирование ребенка
неразрывно связано с атмосферой или климатом семьи и зависит от характера
взаимоотношений в семье.
Атмосфера доброжелательности и любви в семье создает чувство защищенности и
стабильности, что способствует гармоничному развитию эмоционально-личностной
сферы ребенка. В атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов
вырастают дети с неуравновешенной нервной системой и личностными проблемами. Наблюдая
за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все
многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает
нравственно-эмоциональный опыт.
Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры. Если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то психологи говорят о предневротическом состоянии ребенка. Наиболее болезненными для ребенка в семье являются следующие ситуации:
- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и часто отвергают его, наказывают эмоциональным отчуждением, молчанием;
- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу отдать ребенка в детский дом, «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
- когда родители проявляют свое раздражение, сбрасывают гнев своей взрослой жизни на ребенка, используя нецензурную лексику;
- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания.
Чтобы ваш ребенок был эмоционально благополучен, постарайтесь придерживаться следующих принципов:
- Безусловно принимайте ребенка – значит, любите его не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто за то, что он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
- Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самооценке. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь», «Я тобой горжусь».
- Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
- Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа: «Терпеть не могу», «Ты мне надоел», «Где ты взялся на мою голову!»
- Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
- Не отождествляйте поступок и личность ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старшими (младшими) братьями или сестрами.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Давай посидим (поделаем, посмотрим) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Мне нравится, как ты…»
- Почаще обнимайте своего ребенка.
Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать следующие барьеры:
- занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребностей;
- «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
- «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был эмоционально отзывчив, придерживайтесь этих рекомендаций:
- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
- Развивайте словарный запас ребенка. Необходимо, объясняя что-то малышу, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «огорчен» и т. п.
- Обращайте внимание на собственные чувства и называйте их.
- Учите сопереживать героям сказок, мультфильмов.
- Не лишайте ребенка права на так называемые негативные эмоции (гнев, страх, обида). Просто обучайте его конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого состояния. Предлагайте малышу различные способы, помогающие ему взять себя в руки:
- покричать в «стаканчик» криков;
- побить подушку;
- почитать любимую книжку;
- спеть песенку;
- простучать обиду или злость на барабане;
- нарисовать свой страх или гнев, потом разорвать
рисунок на мелкие кусочки и выкинуть в мусорное ведро.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его
права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие –
чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный,
активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие
способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него
положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.01.2024
Дата обновления: 09.01.2024
Дата публикации: 09.01.2024