07.09.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕБЁНОК КУСАЕТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ:
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных проявлений этого дезадаптивного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика обостряется из-за присутствия других детей, чужих ухаживающих взрослых, а не привычной «послушной» мамы, новой обстановки, необходимости соблюдать правила и режим.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ «КУСАЧЕСТИ»
Если
привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это
может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует
присмотреться к себе, своим взаимоотношениям, и к тому, как они относятся к
своему ребенку. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам,
чувствует страх и даже ненависть. Что происходит, если первыми впечатлениями ребенка становятся злоба, агрессия, ругань,
т.е. очень неустойчивый, эмоционально напряженный и враждебный мир? Ребенок
отвечает «встроенной» агрессией: начинает кусаться, драться, отнимать игрушки, выражать свое
напряжение и требовать внимания таким своеобразным способом.
Очень
маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно. Мать с отцом
умиляются этому, сами делают ему «кусь-кусь» и позволяют ему кусаться дальше.
Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и
со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные
родители могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь
укусить он может по-настоящему. Подобный способ общения он переносит и в
детский сад.
Ребенок также
может сформировать эту привычку, уже находясь в детском коллективе - дети очень
быстро учатся друг у друга, как
хорошему, так и плохому. И кусаться ребенок начинает под воздействием влияния
сверстников.
Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить
следующие:
Тяжелая атмосфера в семье
Реакция на боль или аллергические проявления
Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в
коллективе
Много запретов
Задержка речевого развития
Неумение выражать свои чувства другим способом
Дурной пример сверстников
Излишняя активность, гиперактивность детей.
Итак,
ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это
либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не
считает подобное поведение дурным.
В первом
случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив
его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой
сложнее. Если родители не понимают того,
что ребенок ведет себя неподобающим образом и ничего не предпринимают, помимо
перевоспитания ребенка приходится вести воспитательные беседы и с родителями. Родители
должны понимать, что укусы ребенка в детском
саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку
пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе. Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово
могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное
обращение к руководству детского сада с просьбой
об исключении кусающегося ребенка из учреждения.
Если своевременно
не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в
полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать,
что при поступлении в школу кусающийся ребенок уже считается психически нездоровым.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему
все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его
шалостям.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Итак, прежде
всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в
ход зубки. Следует приложить
ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя. Необходимо научить ребенка отвечать
на обиду или выражать несогласие, протест или просьбу другими способами, в
первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и
воспитатели.
Хорошим
методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами,
ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх
воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в
которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали
игрушку», «ты испугался».
Если
ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует
отвести в спальню, дать успокоиться и
поговорить с ним. Но нельзя силой изолировать ребенка от окружающих – он должен
чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш
кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить,
похвалить (в разумных пределах), показать, что ничего страшного не произойдёт и
для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например,
при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему
этому родители должны подготовить ребенка заранее и по каждому случаю
беседовать со своими детьми.
Может
оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в
самом детском саду.
Родителям нужно присмотреться и к
самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо
дискомфорта. Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно
подражает взрослым, в буквальном смысле слова всему учится у них. И,
воспринимая окружающее некритично, нормой поведения (что хорошо и что плохо) признает
именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.06.2021
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 07.09.2021