04.12.2023
Цель: Познакомить детей с признаками зимы, обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних играх и забавах.
Задачи: Обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков; развивать связную речь, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух, развивать личностные качества: активность, любознательность, продолжать воспитывать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Рекомендуется предварительная работа с ребенком: наблюдения за погодой, снежными хлопьями; за другими детьми и зимними играми, обсуждение и обмен впечатлениями об увиденном, выражение интереса и желания повторить, обсуждение безопасности тех или иных игр и развлечений (необходимо делать акцент на предупреждении травматизма и необдуманных поступков и решений)
Оборудование:
Снежинки; сюжетные картинки; игрушка — снеговик; фонограмма «Времена года»
Пополнение словарного запаса: зима-зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.
Стихотворение для чтения:
Ай да зимушка – зима
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.
- Любят зиму, ребятишки?
- Да! Да! Да!
– И девчонки? И мальчишки?
- Да! Да! Да!
Д/и на словообразование:
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Дидактическая игра «Да и нет»
Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет:
- Зимой идет снег.
- Зимой цветут цветы и летают бабочки.
- Зимой люди купаются в море.
- Зимой дети играют в снежки.
- Зимой все катаются на велосипеде.
- Зимой люди надевают шубы.
- Зимой дети катаются на санках. И т. п.
Игра в загадки «Доскажи словечко».
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Физкультминутка.
«Наконец пришла зима, (разводим руки в стороны)
Стали белыми дома, (складываем руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (двигаем руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (имитируем работу дворника)
Мы катаемся на санках, (приседаем, руки вытягиваем вперёд)
Пишем на катке круги, (руки закладываем за спину, медленно кружимся)
Ловко бегаем на лыжах, (имитируем бег на лыжах)
И играем все в снежки (лепим и бросаем снежки).
Дидактическая игра «Назови ласково».
— Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Снег – (снежок).
Ветер - (ветерок),
Снежинка – (снежиночка).
Елка – (елочка)
Санки – (саночки)
Горка – (горочка)
Снегурка – снегурочка
Рассматривание сюжетных картинок.
— А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.
(Ребенок рассматривает картинки, составляет предложения, - необходимо помогать наводящими вопросами при затруднении, побуждать ребенка отвечать полным предложением)
Дыхательные упражнения.
— Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает всех, всех всех!» (предложить ребёнку подуть на снежинку, лежащую на ладошке, затем разложить несколько снежинок на столе и предложить сдуть их со стола одним дыханием, можно постепенно увеличивать количество снежинок и предлагать ребенку дуть сильнее, чтобы со стола слетели все снежинки, при этом отмечая, как следует правильно дуть: - Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем).
- Вот какие красивые снежинки. Давай рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давай мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие - объясняем ребёнку значение каждого слова, просим повторить новые слова, не забываем хвалить ребенка за старания).
Упражнение для коррекции зрения.
— Мы снежинку увидали, — со снежинкою играли. (ребенок берёт снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
— Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).
— Вновь снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).
— Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз, глазами следить за снежинкой).
– Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).
– Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.
Считалка "СНЕЖОК"
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли дети погулять,
Снег ладошками ловить,
Посчитать, кому водить.
Раз снежинка, два снежинка,
Три — узорная пушинка.
Разведи руками шире —
И лови, скорей, четыре.
С неба снег валит опять —
Вот снежинка номер пять.
А шестую (беспредел)
С аппетитом кто-то съел.
Может, это наш щенок,
С зимней кличкою «Снежок»?
Раз, два, три, четыре, пять —
Кто Снежок хотим узнать.
Кто растерян и смущён —
Это, верно, будет он!
Лепка "Зимнее дерево". (Предложить ребенку отщипнув от куска белого пластилина маленькие кусочки и скатав их в шарики, налепить полученные "снежинки" на лист-шаблон - картон синего цвета с нарисованным на нём деревом. При выполнении задания следует обратить внимание на правильность процесса скатывания шарика из кусочка пластилина - кладём пластилин на одну ладонь, накрываем сверху второй ладонью и круговыми движениями скатываем шарик. При нанесении полученных шариков на бумажный шаблон, учим ребенка равномерно распределять "снежинки" на бумаге, а на ветках нарисованного дерева наклеивать больше снежинок, чем в остальных частях шаблона).
Конструирование "Снежинка". (Предложить ребенку построить снежинку из ватных палочек, из полосок бумаги, из длинных деталей конструктора (например, магнитного или др.)
Рисование "Снежинка". Предложить ребенку раскрасить шаблон с выложенной на нем скотчем, изолентой или другой основы с клейкой поверхностью контура снежинки, затем снять клейкую основу и оценить полученный результат).
После проведения занятия обязательно закрепляем пройденное:
– Что мы сегодня делали?
А что тебе больше всего понравилось?
Ответ ребенка обобщаем и делаем вывод.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2023
Дата обновления: 13.12.2023
Дата публикации: 04.12.2023